Владимир Сальников: «В Сеуле-88 я просто умер»

Четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию отмечает 60-летие

Как-то я его попросила: «Побудьте немного нескромным, вы собой гордитесь?» И вдруг выяснилось, что Владимир Сальников умеет хвалить себя не только в дни юбилея. «Не могу сказать, что бесконечно горд чем-то одним. Но хвалю, если возникает какое-то препятствие, а я его преодолел. И говорю себе: какой я молодец!»

Четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию отмечает 60-летие

«…Хвалить обязательно нужно. Знаете, сам себя не похвалишь, можешь от других и не дождаться. Правда, умеренно, в правильной дозе. А то и улететь можно…» «Уплыть», — тогда поправила его я, надо же не отдаляться от сферы деятельности.

Никуда он «не улетает» с обещанием вернуться, как знаменитый мужчина в самом расцвете сил. Работает, ездит, смотрит, оценивает, вынашивает планы и реализовывает. Бывало, и ссорится. Но Федерация плавания России, которую возглавляет, упрямо идет вперед. Последний чемпионат мира дал серьезнейшие надежды: на Олимпийских играх все у пловцов России сложится как надо. То есть «золоту» быть. Наши пловцы завоевали 16 медалей, три из которых золотые. Это, говорит Сальников, результаты работы последних пяти-шести лет.

Правда, пока Токио в силу обстоятельств «плывет» в следующий год. И столь желанного олимпийского «золота» нужно еще подождать. А каждый новый день президент начинает с изучения ситуации по бассейнам в стране: где и какой может быть открыт в самое ближайшее время. Пловцам их не хватает: «жабры сохнут», чувство воды теряется. Пандемия — время тревожное для будущего.

…Если коротко рассказывать историю гениального пловца Владимира Сальникова (на счету которого не только четыре олимпийских «золота», но и два десятка мировых рекордов на дистанциях вольным стилем 400, 800 и 1500 метров), то выглядеть это будет примерно так. Ворвался в плавание, завоевал в Москве-80 сразу три олимпийских «золота». Потом — пропущенные всей страной Игры в Лос-Анджелесе и альтернативная «Дружба», на которой его результаты были выше, чем на «запретных» Олимпийских играх. Затем — расставание с тренером Игорем Кошкиным, тишина, болезни, неудачи. А ведь проигрыш, по его собственному признанию, непременно вызывал у него чувство позора.

«Я очень переживал, земля из-под ног уходила, но собирал себя потом с уверенностью, что урок-то может быть выучен и использован на будущее. В поражении надо искать и силы тоже. И — идти до конца. Это психология чемпиона. Парадокс в том, что не обязательно выигрывать для того, чтобы себе ее привить. Человек идет до конца и — прежде всего — выигрывает сам у себя».

Сальников до сих пор оправдывает тренера, вдруг поставившего для себя крест на дальнейшей карьере пловца.

«Он всегда был честен. И просто не знал, как дальше двигаться, потому что в плавании век спортсмена достаточно короток, а я подошел к тому, о чем никто еще и не думал. Тренер дошел до предела восприятия меня как ученика и поверить в меня на сто процентов не мог. Вообще этот конфликт тренера и выросшего ученика заложен изначально. Спортсмен растет вместе с тренером — это процесс более спокойный, чем выход из ранга рядового спортсмена. Тут начинается высший пилотаж. Из рабочей лошадки, получающей указания, спортсмен превращается в соавтора. Но часто мешает установка: тренер всегда прав, даже когда он не прав. Конфликт заложен, но продолжительность успешного тандема определяется ростом ученика. Когда рост заканчивается, нужно попробовать остановиться и многое изменить».

А потом был олимпийский Сеул. Те Игры-88, которые заставили коллег даже прервать ужин и встать с аплодисментами, встречая его после «золотого» заплыва. Он выиграл в 28 лет, наперекор всему, оставляя на совести многих речи о его графике подготовки «спортсмена-самоубийцы».

«Я просто тогда мобилизовал себя не на сто, а на двести процентов. В Сеуле на какие-то мгновения я просто умер. Когда мне начала хлопать через два часа после победы вся олимпийская столовая, да еще стоя, это было очень трогательно. Я испытывал такую гамму чувств! Когда подобное уважение высказывают люди, которые сами прошли через эту воду, эффект многократно усиливается. Был близок к слезам, но полное обезвоживание организма «спасло».

И сейчас, как и все в нашем плавании, Владимир Сальников ждет «золото» России на Олимпийских играх. Оно будет первым аж с 1996 года. И тогда вместе с командой он вновь вернется на первую ступеньку олимпийского пьедестала. Где бывал не раз. Правда, сам от таких прогнозов, граничащих с обещаниями, открещивается: «Если бы я столько знал заранее, летал бы уже на частном самолете».

Частный самолет подарить не можем. Но «золота» в Токио юбиляру желаем. Без сомнений, «которые внутренне раскачивают».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру