Шантаж Бойковой, честь Ветлугина, ярость Петросян и поиск ноги Гуменника: «За окном — Милан»

Чемпионат России по фигурному катанию завершен, путь продолжается

Чемпионат России по фигурному катанию в Санкт-Петербурге был жестким. Эмоции не щадил, оглушал ими и вытягивал их из каждого: участника, тренера, зрителя. На качелях контрастов мотал из стороны в сторону. В Олимпийские игры заглядывал. Споры вызывал, сопли вытирал. Короче, все, как обычно, с одним добавлением: битва идет уже в каждой из дисциплин, провалов в нашем фигурном катании нет. Недостатки и даже провалы кого-то из именитых фигуристов? Были. Но в этом ведь и заключается счастье работы: найти причину и устранить.

Чемпионат России по фигурному катанию завершен, путь продолжается
Александра Бойкова и Дмитрия Козловский. Фото: ФФКР

тестовый баннер под заглавное изображение

…И вот они — совсем свежие новости. Международный союз конькобежцев намерен объединить чемпионаты мира по конькобежному спорту, шорт-треку, фигурному и синхронному катанию. И окончательная концепция будет представлена весной 2026 года. А совет ISU даже утвердил предпочтительного претендента на проведение соревнований, хотя работа по оценке, стоит это делать или нет, еще продолжается.

А это вообще возможно? Нет — технически соединить, получить в чем-то выгоду, на чем-то сэкономить и так далее, всё можно, это понятно. Но вот мы только что пережили чемпионат России по фигурному катанию. Один чемпионат, национальный. И — эмоционально выпотрошены. А если обрушить на головы любителей все виды сразу? Вывод один: надо укреплять нервную систему.

…Этот чемпионат России, как, впрочем, и все предыдущие, был набит под крышку событиями, эмоциями, счастьем и буквально горем фанатских секторов. Зал плясал, пел, смеялся и ахал. Все события уже были обсуждены множество раз, но еще будут всплывать в памяти.

Чемпионат показал и очень яркие достижения. Красавец-выброс в четыре оборота в исполнении Александры Бойковой и Дмитрия Козловского — эталонный, чистейший — это просто мечта какая-то, которая была реализована у нас на глазах. А знаете, как появился шедевр на льду «Юбилейного»? Бойкова, оказывается, просто терроризировала и партнера, и тренера Станислава Морозова.

Так и скажет Саша после победы: рада, что настояла на исполнении выброса, именно он сыграл большую роль для победы. А Козловский тут же уточнит: «Она нас запугала — либо так, либо никак». И Александра согласится: так и было. «Либо я катаюсь с четверным выбросом, либо вообще никак не катаюсь! Он начал получаться в прошлом сезоне или позапрошлом. Но после двух этапов в этом сезоне у меня случилась травма ноги, была инфекция, потом воспалилась связка. Две недели не могла кататься вообще, потом — на честном слове и на противовоспалительных. Станислав Александрович не хотел, чтоб мы делали четверной выброс. Но Дмитрий меня поддержал». Скупой, но столь содержательный рассказ о преодолении и стремлении уйти вперед в развитии — и самих себя, и фигурного катания.

Расстроились, став вторыми, Настя Мишина и Саша Галлямов, вновь завоевали серебро, преследующее их в этом сезоне. Причины все знают, травма и пропущенная подготовка летом просто так не проходят. Но все знают и то, что у нас в парном катании на следующий год будет дикая схватка за лидерство. (Будем надеяться, что никто глупостей ухода не совершит.) Екатерина Чикмарева и Матвей Янченко, прокат произвольной программы которых был самым сильным, — те самые спортсмены, что не дадут расслабиться лидерам. Пока у них — бронза, но ключевое слово первое.

А произвольная программа Матвея Ветлугина, его «Боже, царя храни», весь сезон вызывающая недоумение: он, что — издевается? И над собой, раз за разом не справляясь с программой, и над зрителями? Замах — на все сто, а удар — плюгавенький. Но фигуристы — это упертые борцы. С собой, обстоятельствами, критикой, невезухой. Матвей выступил так, что размазывать слезы пришлось половине зала.  

Ветлугин не попал в призеры, у него — та самая обидная деревянная медаль (после бронзы Марка Кондратюка, совершившего камбэк с десятого места на пьедестал). Но три разных четверных прыжка, каскады во второй половине программы, просто отчаянная презентация — все это было. И, может, будет теперь основой для движения только вверх? Прорыв после непопадания в топ-10 на чемпионатах России совершен.

В женской одиночке были свои сенсации. Мария Захарова, пропустившая два с половиной сезона из-за нескольких травм подряд, может быть теперь всегда готова к вопросу о том, как она стала той самой фигуристкой, что в 18 лет исполняет четверные прыжки? Мария — уже ходячее, вернее, скользящее по льду, доказательство, что это возможно. И, кстати, дающее ответ тем, кто буквально накануне российского чемпионата заговорил зачем-то о стагнации в нашем женском одиночном катании.

Дебютант чемпионата России, как и всего взрослого сезона, Алиса Двоеглазова очень хотела показать в произвольной программе три квада. И, кстати, выиграла произвольную программу. Но пока в соревновательном режиме удался только четверной лутц. Хотя это наглое слово «только» следует взять в кавычки. (Нашей избалованности прекрасными и мастеровитыми, бесстрашными и виртуозными одиночницами уже нет предела.) А вот те планы фигуристки, что обязательно будут осуществлены, также нацелены на путь вперед, а не сдачу позиций.

И танцы на льду устроили в «Юбилейном» просто феерию. Александра Степанова и Иван Букин, Василиса Кагановская и Максим Некрасов, Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано, Екатерина Миронова и Евгений Устенко — эти дуэты не намерены не только отступать, они рвутся превзойти и себя, и соперников. Интересуют ли их титулы? Конечно. Но душа каждого хочет еще и компенсации за ежедневный труд. Компенсация очень простая — сделать все, что придумали и на что способны. Помните это знаменитое выражение от тренера Алексея Мишина: победил, но не превзошел? Так вот они хотят в танце и того, и другого.

Аделия Петросян. Фото: ФФКР

ххх

На чемпионате России в Санкт-Петербурге поняла отчетливо: лично я прокаты Аделии Петросян и Петра Гуменника на Олимпийских играх буду смотреть с широко закрытыми глазами. Столь велико желание того, чтобы выступили эти два фигуриста наотмашь, что переживания берут верх над всем остальным. И Аделия, и Петр стали чемпионами России. Кому-то хотелось иного?

Да, всегда жаждешь прокатов жизни. Но ведь такие — раз в жизни и бывают, иначе — это уже другое. И случиться они должны в нужное время и нужном месте. Мы это место силы Петросян и Гуменника знаем.

Когда начинается в массах вот эта традиционная суета вокруг судейских оценок: у лидера — слишком много, а не лидера обокрали, «доколе и пошто», или «а как же спортивный принцип?», хочется задать встречный вопрос. А этот спортивный принцип работал, когда загонял российских спортсменов — всего двоих! — в условия, абсолютно далекие от нормы? Нет. Давайте тогда жить, отталкиваясь от навязанной ситуации, а не делать вид, что ее нет. Напоминать никому вроде и не надо, но все же: выбраны участники были в прошлом сезоне, а не в этом, обязаны были предстать в форме уже в сентябре, чтобы подтвердить квоту, а дальше — дальше на каждом выступлении оказались в роли тех, кто не имеет права на ошибку. Ошибся — поднял волну народного гнева и разочарования.

Это не просто сложно. Наверное, временами всеобщий прессинг просто сжирает избранных фигуристов изнутри. Нет, конечно, Аделия с некоторой свойственной ей последнее время сдержанностью (даже тут давят Олимпийские игры и нейтральный статус, который, и нам не устают об этом напоминать виртуозно придуманные правила, могут и отобрать, если что «не так» будет) сказала в Питере, что «в голове были не Олимпийские игры, а чемпионат России». И задачей было «не думать, что отобралась в Милан-2026, а откатать свои программы».

Оно — да, конечно. Но — нет. И все мы это понимаем. Жаль, что то, как Аделия-Джексон снесла эмоциями и абсолютно бешеным напором проката короткой программы трибуны «Юбилейного», ей не удалось повторить в танго произвольной программы. Сложнейший контент из прыжков ультра-си — оружие на Игры в Милане, и это тоже все понимают. Была ли она готова использовать его уже в Питере? На тренировках все получалось.

Но даже с ошибками в произвольной программе (тройной аксель вышел с недокрутом, в отличие от короткой программы, на четверном тулупе — падение) Аделия набрала серьезные баллы за технику. Вкупе с компонентами и отрывом после короткой программы они и привели ее на первое место чемпионата России уже в третий раз.

И то, что не сложилось со столь нужными и желанными ультра-си в прокате — может, и хорошо. Пинок, полученный от себя самой вовремя и пока еще есть время для шлифовки и элементов, и нервов, никому никогда не мешал. А вот внутреннюю ярость вызывает. Вы помните взгляд Аделии перед короткой программой, в которой она впервые показала, что вернула самой себе аксель в три с половиной оборота? Петросян нужна в Милане вот такая же.

А Петр Гуменник, похоже, выбрал другую тактику. На вопросы об Олимпийских играх он отвечает. Видимо, так нарабатывается блокировка отрицательных эмоций. При этом говорит предельно просто. Как удается сохранять настрой и не загоняться? Да просто приходится этого не делать, так как, и правда, может помешать. И, оказывается, на тренировках, когда заходит на прыжок, Петя себе представляет: «олимпийские трибуны и лед, Милан за окном, и вот он — тот самый олимпийский прыжок». На соревнованиях же предпочитает думать, что вышел на обычную тренировку.

Правда, последнее, наверное, оказалось еще более трудным в реальности, чем фантазии на итальянскую тему. Пока Петр разминался в ожидании своего выхода на произвольную программу, коллеги буквально резали и кромсали лед подвигами и эмоциями. И спрятаться от этого, хоть уши затыкай, хоть отворачивайся, было невозможно. Он так потом и скажет: «Кто-то плачет, кто-то ликует, кто-то аплодирует, а тебе в этот момент нужно вспоминать, куда левую ногу перед лутцем засовывать». Но — «вспомнил» ведь.

И Петру не всё удалось (но это — в сравнении с самим собой, идеальным). Исполнив не пять, а четыре квада, он на 8 баллов опередил Евгения Семененко. А ведь и Женя выдал шикарные прокаты в Питере. Его произвольная была пронизана мощью гладиатора, которого Семененко катал с очевидной жаждой доказать, что такого фигуриста обойти просто невозможно. Но стал чемпионом России Петр, впервые в карьере. И, стоит это подчеркнуть, заслуженно. Заявка Гуменника изначально была сильнее. Даже с ошибками, которые были допущены, его базовая стоимость программы была лишь на полтора балла ниже, чем у Семененко. А итоговая сумма, сложившаяся из компонентов и преимущества старших четверных прыжков, позволила утонченному «Онегину» одержать верх над «Гладиатором».

Что Петя, проведя эту «тренировку», успел сказать? Что ему нельзя отдыхать больше недели – быстро теряет форму. Поэтому отдыхать не будет, «в принципе, я и так свеж». А последние полтора месяца перед Играми намерен использовать так, чтобы «еще себя улучшить в тех моментах, в которых я еще могу». Он — может.

Нет, они — могут. Место их силы, Аделии Петросян и Петра Гуменника, там, где за окном — Милан.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29676 от 24 декабря 2025

Заголовок в газете: Милан за окном

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру