Провинциальный Гжатск, откуда был родом первый космонавт, переименовали в Гагарин через три года после смерти Юрия Алексеевича. Старожилы до сих пор помнят, как в начале 60-х годов в их крошечный провинциальный городишко приезжали студенческие отряды со всего Советского Союза. Молдаване устраивали здесь национальные свадьбы, узбеки готовили на площадях плов, латыши танцевали и пели для земляков космонавта. Тогда в Гжатске построили заводы “Динамик”, “Светоприбор”, “Машиностроение”, молочно-консервный комбинат. За короткое время население города возросло с 5 тысяч человек до 30 тысяч. Белорусы, украинцы, молдаване стремились приобрести престижное жилье на родине первого космонавта. А сам Юрий Гагарин мечтал сделать малую родину культурным центром России, хотел перевести сюда летное военное училище...
Надо заметить, не только Гжатск тогда купался в лучах славы. Саратовский индустриальный техникум, Оренбургское военно-летное училище, литейная мастерская…
Прошли годы…
15 лет назад на международном аукционе продали личные вещи первого космонавта. В 1997 году некая австрийская фирма на металлолом купила научно-исследовательский корабль “Юрий Гагарин”. Перед отплытием на судне растащили все, что представляло какой-то интерес. Закрыли и военно-летное училище в Оренбурге, где учился Гагарин.
А в Саратове в учебном здании гагаринского аэроклуба сейчас располагается Центр немцев Поволжья. Не существует больше и мастерской, где учился литейному делу будущий космонавт №1.
— Я не интересуюсь печальной статистикой, сколько музеев имени Гагарина находится сегодня в запустении, — говорит племянница космонавта Тамара Филатова. — Единственное, о чем я сожалею, что расформировали Оренбургское летное училище, которое заканчивал Юрий Алексеевич. Там ведь находился уникальный музей, посвященный ему. Но я могу точно сказать: на родине Юры, в городе Гагарине, мы не допустим подобное. Ведь я всю свою жизнь посвятила памяти дяди — с 1974 года я работаю в мемориальном музее Гагарина. И какие бы кризисы ни происходили в стране, мы традиционно в день рождения Юрия Алексеевича устраиваем здесь научные чтения, посвященные Гагарину. Конечно, в обычные дни наши экскурсии не пользуются бешеной популярностью. Люди перестали к нам приезжать с началом перестройки, когда профсоюзы отказались оплачивать путевки. А сегодня это и подавно никому не нужно. Конечно, по этой причине пострадал и наш знаменитый музей.
По словам собеседницы, в Гагарине осталось совсем немного людей, которые помнят первого космонавта, поэтому и памятные мероприятия проводить становится сложнее.
— В нашем городе живут две племянницы Юрия Алексеевича и две его тетки, — продолжает Тамара Дмитриевна. — Никто из нас в Москву не переехал, да и, честно говоря, нет ни малейшего желания. Правильно говорят: где родился, там и схоронился. Меня ведь здесь знает каждый школьник. Да и потом, если не мы, кто же сохранит в нашем городе память о Гагарине! Юрий Алексеевич был старше меня всего на 13 лет, и я хорошо помню его. Он ведь был мне не только дядей, но и моим крестным. И для меня все воспоминания очень дороги...
Мы публикуем уникальные фотографии, сохранившиеся у сотрудников космодрома Байконур. Публикуем с одной целью — чтобы люди не забывали своего настоящего Героя.