Вера Копылова
Публикаций: 1007
“Лишнего билетика не найдется? Нет билетика лишнего?” У входа в музыкальный театр Станиславского и Немировича бурлит толпа. Фойе сверкает пиджаками и обнаженными спинами дам — настоящий бал у сатаны! Тем более что руководил церемонией вручения наград фестиваля “Золотая маска” действительно сатана — Воланд.
А может быть, и не переплюнул. По крайней мере, по следам “Одноэтажной Америки” великих Ильфа и Петрова написана новая “Одноэтажная Америка”. Авторы – Владимир Познер, Иван Ургант и Брайан Кан. Сия святая троица села в машины и поехала исследовать неизвестную Америку. Нашла там много неожиданного и интересного. Об этом и другом авторы расказали на презентации книги.
“Чуча”. “Красная Шапочка энд Серый волк”. “Кот в сапогах”. “Адажио”. Все эти фильмы снял Гарри Бардин, самый известный из нынешних мультипликаторов. А сейчас он работает над “Гадким утенком”. Эта сказка его очень вдохновляет: тема непохожести на других для Гарри Бардина актуальна с самого детства — начиная хотя бы с его имени. Говорят, вся дальнейшая жизнь человека определяется в детстве. Мы поговорили с Гарри Бардиным о детстве — его собственном, его сына и его внука.
Советская фантастика — уникальное явление. В 60—70-е годы фантастикой болели интеллигенты-ученые и заводские рабочие, молодежь и “те, кому за”… Но все это в прошлом. Для сегодняшнего поколения фантастолюбов осталось только одно имя. Братья Стругацкие. Аркадий Натанович скончался в 1991 году. А Борису Натановичу сегодня исполняется 75. В день рождения великого фантаста “МК” разыскал его первого издателя в трудные 60-е годы.
Хоть на премьеру и собралась театрально-культурная элита — Михаил Швыдкой, Евгений Рейн, Андрей Житинкин, сыновья Солженицына Степан и Игнат, — событие это куда шире, чем просто премьера. Повесть “Матренин двор” написана Александром Солженицыным полвека назад. Страшная, темная, пронзительная, она о праведной душе и о темноте, злобе “народа-богоносца”.
“Такое ощущение, что все пробки, которые стоят сейчас по Москве, все сюда едут”, — сказал Евгений Гришковец, пробираясь через многометровую толпу молодежи к своему авторскому месту. Что случилось? Гришковец написал первый в своей жизни большой роман. Назвал его “Асфальт” и представил в книжном магазине на Тверской.
В рамках фестиваля “Золотая маска” в Москве гостит Александринский театр. Представлен третий гастрольный спектакль Валерия Фокина — “Двойник”, “петербургская поэма”, как ее назвал сам автор — Федор Достоевский. Восторг, с которым спектакль был принят залом, не сравнить с впечатлением от “Живого трупа”. Видимо, уточненной московской публике жанр абсурда ближе, чем темный реализм Льва Толстого. Мистика, фантасмагория, иррациональность Достоевского пошли на ура.
“Антигона — Vsegda” — так называется спектакль, премьера которого состоялась вчера в Театральном центре “На Страстном”. В нем знаменитая фигуристка Ирина Слуцкая и музыкант Сергей Летов, брат погибшего Егора, впервые выступили в ипостаси актеров. Древнегреческий драматург Софокл, оказывается, актуален и сегодня, особенно если к античным страстям добавить пульсацию и ритм XXI века.
Не “хай тек'ом” единым жив человек. Человек жив еще и духом творчества. Наш век в стиле “техно” богат и литературой. Великое множество прозы, стихов и пьес бродят в интернет-потемках. Вот почему так велика потребность в конкурсах для молодых, начинающих словоплетов. Один из самых масштабных конкурсов пьес, существующих в Москве, - конкурс “Премьера.txt”. Он здравствует 9-й год, каждую осень собирает от 500 пьес и зимой подводит итоги. Новый сезон – “Премьера-2008” – объявлен открытым.
“Простите меня, дети мои! Простите меня, что я родила вас!” Слыхали такое? Ничего, Горький и не такое был способен написать. А Сергей Яшин в театре Гоголя и не такое способен поставить. А актриса Светлана Брагарник – “визитная карточка” театра – и не такое способна сыграть. Итак, премьера в театре Гоголя – “Последние” по пьесе Максима Горького.
Театр уж полон. Ложи блещут. Посмотреть на гастроли знаменитой Александринки собрался полный МХТ. Валерий Фокин замахнулся на Льва нашего Толстого и поставил “Живой труп”. И вот результат — на фестивале “Золотая маска” спектакль выдвинут в четырех номинациях: режиссура, сценография, лучшая женская роль и лучшая мужская роль.
Театральные байки — это особый жанр смехотворчества. Но сколько в этом жанре фольклора и фантазий! В театре “Школа современной пьесы” решили наконец рассказать всю правду о смешных случаях, которые происходят на сцене. Собрался цвет театральной и околотеатральной элиты. А Иосиф Райхельгауз по такому случаю даже усы отрастил.
“Роду я — малого, бедности — большой. Одним словом, жук навозный… Не пойду на злое: у меня завсегда к человеку — жалость большая. Да и что — человек? Клоп. Раздавишь — вонять будет. И порешил: моя дорога к почести — через бабу”. В Госархиве с 20-х годов хранится документ, обозначенный как дневник Распутина. Как он туда попал и в каком точно году, неизвестно. Спустя 80 лет хранения дневник Распутина выходит отдельной книгой.
— Николай Васильевич! Вы действительно проснулись в могиле от летаргического сна? Что вы ощутили? — Страх. Ужас, который довел до смерти. Так начался мой спиритический сеанс c Гоголем, самым мистическим из русских писателей. Как иначе узнать тайны жизни и смерти автора “Мертвых душ” и “Ревизора”? И хотя великий писатель родился 199 лет назад, 1 апреля, это не шутка. Спиритизмом увлекались АртурКонан Дойль, Александр II, Сталин, Гитлер... “МК” тоже решил попробовать.
Пиджаки, лысины, бороды… Круглый стол, который провел министр культуры Александр Соколов, дал понять, что поэзия – дело мужское.
Конкурс на лучшее стихотворение, посвященное пророку Муххамеду, под названием «Пророк Мухаммад – милость для миров» подводит итоги. Организатор акции Совет муфтиев России поставил перед поэтами такую задачу: стих должен содействовать лучшему пониманию образа жизни Мухаммада и раскрывать его вклад в мировую историю, и еще пропагандировать общепризнанные нравственные ценности. Стихи приходили со всей России, и от мусульман, и от православных. Однако первое место решили не присуждать.
21 марта — Всемирный день поэзии. Больше 60 стихотворных вечеров пройдет в рамках празднования этого дня. Встречи с Ириной Машинской, Вячеславом Самошкиным, Михаилом Сухотиным, Дмитрием Воденниковым… Тяжелая артиллерия — Михаил Айзенберг, Сергей Гандлевский, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Андрей Родионов. Кстати, Евгений Евтушенко не пожаловал на круглый стол “Поэт и власть”, хотя обещал. А у другого классика — Риммы Казаковой — как раз выходит книга.
Уходят признанные мастера фантастического жанра. Курт Воннегут, Станислав Лем… Настала очередь Артура Кларка — легендарного фантаста, предсказателя, человека, чьи романы были в Советском Союзе нарасхват.
“Сегодня иду с моими двумя актрисами выбирать им платья, шляпы и манто в одном Салоне Мод. Все говорят о моем эсесерном человечке. Началась продажа билетов... Вообще, все это очень волнительно”, — писал Набоков в 1927 году матери. В тот год в Берлине состоялась премьера пьесы Набокова “Человек из СССР”. Написанная на русском языке, эта драма в пяти действиях никогда ранее не издавалась в России. Критик Б.Бродский, посмотрев спектакль, назвал драму удачей Набокова и “первой пьесой из эмигрантской жизни”. Сборник “Трагедия господина Морна. Пьесы. Лекции о драме”, подготовленный набоковедом А.Бабиковым после долгой работы в архивах и выпущенный в свет издательством “Азбука”, вобрал в себя ранее не издававшиеся лекции Набокова о драме, эссе его сына Дмитрия “Набоков и театр” и все пьесы знаменитого писателя, среди которых “Человек из СССР”. Отрывки из нее читайте в “МК”.
Прошел первый день работы книжной выставки на ВВЦ. Михаил Сеславинский разрезал алую ленточку, и все пошло как по книжке. То есть как по маслу.
Весна наступает, такое бывает, мы идем на книжную ярмарку — традиционное книжное пиршество в недрах ВВЦ с 12 по 17 марта. Также по традиции весенняя ярмарка в отличие от осенней бедна и неказиста. Даже Донцова и Маринина проигнорировали это событие.
Ведрана Рудан – брутальная дама в возрасте «баба ягодка опять» - нечто из ряда вон выходящее. У нас переведен всего один из ее мировых бестселлеров – «Ухо, горло, нож» и переводчику Ларисе Савельевой пришлось нелегко, когда она переводила слово типа «П…здостан». Жесткая книга, где героиня Тонка посылает весь мир. Брак, дети, материнская любовь, секс, деньги – все миф. Госпожа Рудан пожаловала в Москву на книжную ярмарку и встретилась с корреспондентом «МК», которому было любопытно - что это за дама такая: ругается матом, любит рисовую кашу и взбалтывает своими эпатажными книгами всю Европу.
Фестиваль “Золотая маска” вскоре снова вскружит голову московским театралам. Лучшие театры как Северной столицы, так и всей России сами атакуют Москву с 27 марта по 15 апреля.
7 марта в Манеже состоится настоящий кукольный кворум — пройдет выставка кукол из галерей и частных коллекций Японии, Италии, Германии, Швеции и России. “Мы собрали работы самых знаменитых мастеров, — рассказала “МК” организатор Ольга Лахина. — И классический немецкий фарфор, и голландские фэнтези-куклы — эльфы, гномы, и японские арт-персонажи. Японские считаются авангардными, на грани красоты и уродства: кукольные черепа, куклы без рук и ног, шокирующие позы и лица”.
В Белом доме вручили премии Правительства в области культуры. Министр культуры Александр Соколов отметил, что наконец и те, кто работают в провинции, отмечены высокой наградой. «Премия, как говорил Твардовский, «на чистом масле» - за настоящее служение искусству».
Вчера в Москве открылся XII Всемирный русский народный собор. Проблемы, которые планируется обсудить, в общем, были бы понятны: образование, привлечение молодежи в науку и госуправление, вопросы семьи и воспитания… Если б не неожиданная тематика двух “круглых столов”, запланированных на сегодня: фэнтези и компьютерные игры.
Ясмина Михайлович — супруга известнейшего сербского писателя Милорада Павича — тоже разразилась романом. И каким! Метафизически-женским “Парижским поцелуем”. Это новый прорыв женщины в литературу, в метафизику души, в безумие цифрового XXI века, в христианство, наконец, в Мону Лизу! “Парижский поцелуй” написан для тех, кто еще способен остановиться в мятущейся толпе, среди бегущих ног и перпетуум мобиле, среди мигающих механизмов и кричащей рекламы мегаполиса.
Мир вертится. Город живет. Горят клубы, тратятся деньги, принимаются законы. Кино снимается, премии получаются, в "Ленкоме" играются спектакли. И все как всегда, но… На могилу, что на Вахтанговском кладбище, все прибывают и прибывают цветы. В этом безумном мире есть место памяти. Сегодня вспоминают друга, партнера, великого артиста Александра Абдулова. Этой потерей окрашен весь 2008-й: Абдулова не стало в самом начале нового года. Герой-любовник в кино, трепетный партнер в театре, щедрый, широкий человек – в обычной жизни…