Андеграунд или деградаунд?

Россия – культурная провинция. А США, Иран и Куба – нет. Провинциализм определяется не масштабами или могуществом страны, а неспособностью развивать своё, неумением проявить собственное оригинальное мировоззрение. Это состояние души, когда ослабленная воля позволяет лишь поклоняться столице, диктующей вкусы, выступающей законодательницей мод. Мы переняли экономический строй и политическую систему, называем главу государства президентом, а резиденцию правительства – Белым домом. Почему же культура должна быть исключением? Ещё Тойнби писал, что вместе с английской винтовкой афганский моджахед приобретает западные ценности. Как бонус или в нагрузку? Вместо противодействия культурной экспансии наша «элита» предпочитает добровольное погружение в провинциализм, примеряя кафтан первого парня на деревне. Примелькавшиеся на экране деятели искусств охотно соглашаются быть проводниками чужой эстетики, соревнуясь в культуртрегерстве, они довольствуются ролью второго в Галлии. Для этого не нужны таланты. Кроме одного – таланта обезьянничать. Преуспевание в нём сегодня не смущает, а, наоборот, ставится в заслугу, поощряется лавровыми венками, престижными премиями и призами «национальных» фестивалей. Вот только «столица» смотрит на это соответственно: как хозяин, выражающий радостное удивление у клетки с попугаем: «Надо же, ещё и говорит!» Наши фильмы об Отечественной войне сняты в стилистике американских боевиков, а сюжеты драм тиражируют американскую мечту на российской почве. Мы гордимся статусом культурной провинции, превращая в событие национального масштаба выдвижение очередной подражательной ленты на «оскара». И при этом говорим о славянском возрождении! Псевдоискусство для псевдогосударства? Вытравление национальной культуры – это контрибуция за проигрыш холодной войны, нас приучают смиряться с выступающими под маской глобализации америкоцентризмом и тотальной голливудизацией. Но духовно близким может быть только национальный гений – в силу этнических особенностей и непередаваемых нюансов, на которых строится подлинное искусство. Чужое всегда отражается, как в кривом зеркале, выглядит искажённым. Передаются только контуры, грубые черты, а полутона и тонкости размыты. Впрочем, общество потребления, ориентированное на биологические потребности, не нуждается в глубоком искусстве, а вполне довольствуется «фаст-артом», привыкая к схематичным героям, поверхностным отношениям и потоку банальностей, выражающему житейскую мудрость.

В позднюю советскую эпоху, несмотря на крепкий средний уровень официального искусства, который поддерживала профессиональная цензура (бывшая не только идеологической, но и эстетической), симпатии интеллигенции были на стороне андеграунда, ориентировавшегося на Запад. С приходом диктатуры масскульта и цензуры рынка, интеллигенцию поглотил средний класс, а бывший андеграунд занял главенствующее положение, превратившись из запретного плода в обязательный. Он принёс смерть изящной словесности, в живописи отрезал связи с наследием прошлого, отлучив краски и мольберт, которые заменил на синтетические материалы для инсталляций, вытеснил на обочину классическую музыку, навязав непритязательные мелодии американской культуры. Глобализация? Взаимопроникновение культур? Неизбежность чужого влияния? Но между влиянием и подавлением тонкая грань; где кончается первое и начинается второе? Неужели в стране Толстого и Достоевского трудно найти своего Куэльо или Дэна Брауна? А «поттеризация», прошедшая катком по детской литературе? Неужели фантазии англичанки богаче тысячелетней русской мифологии? Положение сырьевого придатка, которое занимает Россия последних десятилетий, вовсе не обязывает быть и придатком культурным. Перефразируя евангельское: оскверняет не что отдаёшь, а что принимаешь. И сегодня сказывается больше не наша экономическая отсталость, а традиционное низкопоклонство российской верхушки перед Западом – её англомания и франкофилия.

В СССР, следуя традициям эпохи Возрождения, придерживались мнения, что вкус, в том числе и массовый, необходимо воспитывать. Сейчас подразумевается, что вкус заложен от рождения, дарован, как глаза и уши. А назначение искусства в том, чтобы ему угождать. Поэтому наша цивилизация вернулась к «биологичным» ритмам примитивных народов, ударам шаманского бубна или африканского там-тама, проникающих в эмоциональную сферу, минуя интеллектуальную. В отличие от пролеткульта, масскульт не объявил войны искусству высоколобых, засевших в башне из слоновой кости, мэйнстрим её попросту проигнорировал.

Античных философов, духовных лидеров христианского Средневековья, мыслителей Нового времени и гуманистов эпохи Просвещения, харизматических вождей общественных движений, раздвигающих горизонты писателей и учёных, заглянувших в отдалённые уголки Вселенной, сменили рок-идолы, глянцевые интервью которых несут свет истины. Сегодня даже церковь приспосабливается к новым условиям, отбросив патриархальную риторику, её лидеры переняли язык западных менеджеров. Наступила эра футбола и лёгкой музыки. А ещё в двадцатые годы прошлого столетия, по свидетельству Ромена Роллана, толпа одинаково восторженно приветствовала и Чаплина, которого понимали все, и Эйнштейна, которого не понимал никто.

«Элитарное искусство» не может существовать в отрыве от массового, а когда в масскульте царит глупость, то «элиткульт» впадает в безумие. Бессюжетный поток сознания, нерифмованная, бессодержательная поэзия, почему-то называемая верлибром, живопись, больше похожая на тесты Роршаха, криминальные боевики, которые автоматически зачисляются в «арт-хаус», если сняты не в Голливуде. Нам предлагается постигать смысл мазни, за которую в художественной школе ставят двойки. Отсутствие мастерства прячется за отрицание формы. Но за отрицание этого отрицания ангажированные критики обвиняют в непонимании современного искусства. Но кто его понимает? Говорят: искусство для избранных. Но кто избранные? Сами создатели? Искусствоведы, «распиливающие» средства выделяемые из госбюджета?

Официальной культурной оппозицией масскульту выступает «патриотическое» искусство, стоящее на трёх китах: Православии, Антисоветизме и Лубке. Современный квасной патриотизм – это когда в каждом кадре крест, а в каждой песне – «мы русские, с нами бог!». При этом порядки в Императорской России воспевают бывшие коммунистические идеологи, перекрасившиеся из красных в серые, «душеспасительные» киноленты снимают авторы «чернухи» девяностых, а романсы исполняют те, кто не пробился в «попсу». В искусстве роли поделены, как в игре «казаки-разбойники»: кто-то разыгрывает карту западничества, кто-то – славянофильства. А нам предлагают выбирать между не лучшими образцами заимствованного искусства и пародией на собственное, между искусственностью и безыскусностью.

В Союзе Писателей заправляют наследники «деревенщиков», писателей земли, «авторграундов», как их называли представители советского андеграунда. Удивительно, как они сохранились в перевёрнутом мире! Ещё более удивительно, как им не стыдно за свои книги? За поэзию, которая, вероятно, хороша в переводе на русский, и прозу, не делающую честь школьному сочинению? Или стыд остался в развитом социализме? Душу поэта сегодня заменили сердце чиновника и руки дельца! Основная претензия «почвенников» к «западно-рыночным отношениям» в литературе: почему издаётся тот, кто платит? Но и для вступления в СП России требуется денежная сумма. Помимо умения справиться с предложением «Мама мыла раму». Распахивая двери всем и каждому, он давно превратился в проходной двор. А писательские съезды, которые проводятся в лучших традициях советской партноменклатуры и от которых за версту несёт обскурантизмом? Да и остальные творческие союзы – эти големы, вызванные к жизни внутрикорпоративной грызнёй – в создавшихся условиях также переживают стагнацию. А с другой стороны, модные режиссёры, уловив запросы времени, эксплуатируют славу великой русской драмы, ставят на сцене классику, в духе ушедшего театра абсурда, называя эти перепевы современным прочтением. Им не откажешь в мастерстве, им опошлить – только прикоснуться!

А создать равноценное?

Кажется, культурная жизнь бьёт ключом, издаются книги, выходят фильмы, ни дня не проходит без фестивалей, выставок и концертов. А в будущих учебниках по культурологи о них не будет и строки. 
В начале прошлого века русская словесность переболела декадансом, в начале нынешнего русское искусство в целом переживает тёмную полосу деграданса.
Переживёт ли?

просмотров: 4322



Комментарии пользователей

  • Ваше имя
    0

    Есть время собирать камни. Есть время разбрасывать камни. Всему своё время. Зато у нас стабильность. А в эпоху Возрождения? А? То-то же! Войны и междоусобия непрерывные. Драки и смертоубийства прямо на улицах. Во времена! Кажется только Рафаэль единственный из всех никого не зарезал и не зашиб кулаком. Но искусства и науки развивались бурно. Как и в Германии в эпоху Реформации. Как и в Греции эпохи Перикла. Всюду драки и сражения. Непрерывные драки всех против всех. Но какая яркая жизнь! И как они успевали великие дела совершать? Ведь это требовало сосредоточенности, уединения. Они успевали. Зато у нас стабильность. А им несладко бывало. Помните Микель Анжело? - Отрадно спать, отрадней камнем быть В наш век преступный и постыдный. Не жить, не чувствовать - удел завидный! Молчи, не смей меня будить.

    18 ноября 2011 в 18:32 Ответить
  • Lenin
    0

    Лизаветта! Цветок моего сердца! Смотри, накличешь лиха! Хочешь чтоб наступили времена, когда воплощаются Великие Идеи? Хочешь? Ой, не пожалеть бы потом. Даже Иисус с его мирной проповедью честно предупредил: -"Не мир я принёс. Но меч!" А как ты хотела, о звезда моих очей? Когда в мир приходят Великие Идеи и начинают воплощаться - гром и грохот стоит от края и до края Вселенной. Бои и сражения. Люди вдохновляются и начинаются подвиги и драки. По другому не бывает. Христос честно предупредил. Он не угрожал. Он честно предупредил.

    18 ноября 2011 в 18:42 Ответить
  • Ваше имя
    0

    Неудачное название - язык сломаешь и потом какие "или"? Только наглые утверждения! Названия нужно выбирать ярче, в духе 2-3 сортной литературы ужасов в мягкой обложке типа "Кошмар в заднице Жёлтого Дьявола", "Съеденные нерождёнными", "Коммунист-зомби","....и справедливость для трупов" ну всякое и прочее "кишки на телефон".

    18 ноября 2011 в 20:04 Ответить
  • Lenin
    0

    Парень! А ты зря насмехаешься. Ведь Лизаветта - свет прелесть и сладость наша - дело пишет. Где воплощение прекрасных дерзких идей? Человек должен дерзать стать подобным богам. Это заложено в человека. Самими богами заложено. Или кем-то, кто больше, чем боги. И где попытки человеков стать подобными богам? Гиганты Возрождения делали эти попытки. Гении эпохи Перикла дерзали на эти попытки. И в другие эпохи, и в других странах люди делали попытки. А мы? Вот клятый Запад. И что? Они делают. Раньше идеи воплощали в архитектуре (каковы готические соборы?), в искусстве, в науке. Теперь идеи воплощают в прекрасных автомобилях. А ведь иные автомобили это произведения искусства, без всяких оговорок. И в них воплощены идеи и фантазии множества дерзких художников. Клятые айфоны - это тоже воплощение человечества приблизиться к могущественным богам. Разве нет? Те, кто раньше рисовал прекрасные картины и писал хорошие книги теперь создают компьютеры. Меняют физиономию цивилизации. Ведь это дело художников менять физиономию цивилизации. Разве нет? И она меняется!! И как!!! Значит художники есть. И они действуют. А что делаем мы? Наша страна подтаскивает им нефть, газ и прочее.

    18 ноября 2011 в 22:20 Ответить
  • Serg
    0

    Снова гнусное тролление, т.е. обычная лизочкина провокация. - Вот в СССР БЫЛО (а что, собственно было, судя по аватарке, оное создание в СССР не жило) - сама не знает, что было, но очень авторитетно вещает. Язык без костей, глаза горят, ужас, ужас, ужас. (не просто ужас)

    18 ноября 2011 в 22:23 Ответить
  • хаха
    0

    "Неужели в стране Толстого и Достоевского трудно найти своего Куэльо или Дэна Брауна?" - ну так ищите, а не графоманствуйте. или думаете, пушкин за вас будет искать? он бы искал, может, если бы вы писали получше. Ну, и, конечно, дежурное: о, лизавета, как вы прекрасно описали то, о чем люди до вас и не догадывались, почему вас держат в блогах, а не выпустят на первую страницу, да пребудет этот текст вовеки в топах яндекса, да не убавится ваш пафос - отличительная черта ваших статей, и, наконец, да признают вас лучшей в жанре абстрактной обобщистики.

    18 ноября 2011 в 22:34 Ответить
  • Хозяин
    0

    Зато сколько адептов тут у нее появляется с заклинаниями: а-а-а! о-о-о! у-у-у! а вы! а мы вас! Какое произведение, какие слова, прямо квинтэссенция человеческой мудрости всех веков! Как вы правы, о, солнцеподобный автор, СССР это был рай земной, в который стремились люди из всех стран мира. Для этого она и троллит, для этого и собирает ностальгирующих совков. Это же круто - ее статьи самые комменриуемые. Смотрит она на статистику посещений на главной странице - и блаженная улыбка растекается по физиономии.

    18 ноября 2011 в 22:41 Ответить
  • Андрей
    0

    Не рождаются больше таланты,вырождение нации.Елизавета,тревожите Вы душу своими статьями.Иногда мы как страусы,вроде бы ничего не видим.

    18 ноября 2011 в 22:54 Ответить
  • Саша
    0

    Блаженная? Скорее - порочная большая лягушачья жидопасть, минет и брань и стерва с программой ( не ленинской).

    18 ноября 2011 в 22:59 Ответить
  • Ваше имя
    0

    Если лизавету выпустят на первой странице, а не в блоге, то на следующий день Павел Гусев поедет в Лондон. Навсегда.

    18 ноября 2011 в 23:02 Ответить
правила

Оставьте ваш комментарий

  Вход   Регистрация