Отстаньте от Путина!

Блог Ивана Старикова
Политик

Действительно, оппозиция сильно увлеклась проблемами орнитологии. В конце концов у каждого могут быть свое хобби и интересы. Я не вижу ничего плохого в том, что Президент РФ участвует в спасении исчезающих краснокнижных стерхов. Во-первых, это вполне достойно, во-вторых, у каждого могут быть свои увлечения. Ну, например, пристрастие легендарного Уинстона Черчилля к сигарам и виски уж точно не образец для подражания. А здесь есть чему поучиться, в том числе и молодежи.

Вместе с тем, если возраст человека измеряется не количеством прожитых лет, а способностью обучаться, то в этом смысле наш президент очень молодой человек. И мало кто с высоты полета дельтаплана вчера заметил, а точнее пропустили почти все, его историческое заявление на саммите АТЭС (остров Русский).

Убежден, готовя вчерашнюю речь, он опирался на ряд серьезных работ по пространственной экономике от Генриха фон Тюнена и Альфреда Вебера до Марка Блауга и нобелевского лауреата Пола Кругмана.

Творчески переработав фундаментальное наследство экономистов немецкой школы: теорию размещения и теорию пространства рынка, в своем историческом выступлении Владимир Владимирович выдал чеканные формулировки.

А именно. Пространство Российской Федерации 17,2 млн. км2 (9 часовых поясов) раскинулось между Восточной Азией и Европой. Это объективно существующий, монопольный, но крайне плохо используемый ресурс. Пространство между главной мировой фабрикой (юго-восточная Азия и Китай) и огромным европейским потребительским рынком (600 млн. чел) является как нашим главным преимуществом так и главной угрозой сохранения целостности страны. И нас ждет кардинальное изменение структуры и модели Российской экономики.

Я подробно писал об этом 1 февраля 2012 года в заметке «Позвоночник Мира», (кто хочет, может посмотреть), комментируя предвыборную статью Владимира Путина «Нам нужна новая экономика»

Действительно, в прошлом году между Восточной Азией и Европой было перевезено порядка 35 млн. контейнеров. В основном — морским транспортом. При этом по Транссибу — около 50 тыс. контейнеров (0,2% грузопотока Восточной Азия-Европа). Согласитесь, исчезающая величина, и чтобы изменить ситуацию нам предстоит построить трансевроазиатскую высокоскоростную железнодорожную магистраль — от Тихого до Атлантического океана протяженностью 11500 км. Из которых Российская часть составляет около 9000 км. Она пролегает через 25 субъектов Р. Ф. Осуществление такого проекта кардинально поменяет не только экономическую модель России — с сырьевой на транзитную, но и мировую логистику!

Вот она — эта трансконтинентальная магистраль Единая Евразия.

Кроме того, Владимир Владимирович прав, пропускная способность как Суэцкого канала так и Малаккского пролива в значительной степени исчерпана.

По этому короткому морскому пути требуется 40–45 дней, и увеличить скорость перевозки решительно невозможно. Глобальный грузопоток по маршруту Восточная Азия — Европа увеличивается в год на 2–4 млн контейнеров. А значит в скором будущем придется идти вокруг Африки с нерешенными проблемами Аденского залива и это уже 75 — 80 дней.

А теперь представьте, IPad 6–7, новый I Phone, выпущенный в Корее или на Тайване, будет доставлен потребителю через 2–3 месяца. Проблема в том, что за время его путешествия появится новая модель. Понимаете какие риски немедленно возникают, и как они будут тормозить глобальное развитие?

Образно и точно сказал любимый Дольский: «Я б бросил время на весы, но гирь достойных нет.» И действительно — нет.

Фактор времени в 21 веке становится ключевым.

Построить саму дорогу вполне можно, и наши расчеты показывают, что ориентировочно российская часть обойдется приблизительно в 220–250 млрд долларов. Понятно, будет необходимо создание международного консорциума, кстати, это серьезно ограничит коррупцию.

И такие деньги вполне подъемны для стран, входящих в АТЭС. Вопрос воли и стратегического видения исторических горизонтов правящим классом.

Так вот, согласно теории историко—цивилизационного развития Арнольда Тойнби, только эффективный ответ на концентрированный исторический вызов может гарантировать дальнейшее выживание, развитие и процветание любой целостной и государственно-политически оформленной цивилизации. И вчера, в соответствии с Тойнби, Владимир Владимирович очертил контуры нашего ответа на концентрированный исторический вызов.

Однако, судите сами.

Ну, какой сумасшедший доверит свои товары и грузы для логистики по стране, где суд может давать вполне реальные сроки на основании уложений Лаодокийского и Трулльского соборов. Таможня легко и непринужденно меняет правила игры и наматывает кишки на кулак участников внешне—экономической деятельности. А полиция нередко использует бутылки из под «Шампанского» в качестве полиграфа -детектора лжи.

Без качественного и кардинального улучшения институтов невозможно создать и эффективное современное государство, и современную глобальную экономику. А значит, и ответить на угрожающие исторические вызовы.

По-видимому, исчерпанность сырьевой модели и связанная с этим неизбежность грядущего тупика русской цивилизации заставляет задуматься Президента.

Однако, дальше решимость покидает его. И правильно расставив проблемы и оценив вызовы, к сожалению относит их решение на будущее. А есть ли оно, это будущее, у России?

Это будущее осуществимо только в парадигме, когда судьба правящего класса и элиты станет неотделима от судьбы страны. Понятно, что это будет уже другая элита и другая страна. И пока, к сожалению, наш Президент к этому не готов.

Ну вот. А вы говорите — стерхи.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру