Фотография обнаженного Джона Леннона, обнимающего Йоко Оно, сделанная за несколько часов до убийства музыканта; Вупи Голдберг в ванне с молоком; нагая Деми Мур в костюме, нарисованном на теле, — все эти фотографии, которые сделали Анни Лейбовиц фотолегендой, москвичи не увидят в Пушкинском музее. Американка показывает фотографии только за последние 15 лет жизни. Открывают выставку два гигантских черно-белых пейзажа, сделанных Анни в аризонской Долине монументов, — нестандартные снимки для фотографини, известной в первую очередь своими искусными портретами. Хотя на выставке «Жизнь фотографа
«Я верю каждой ее фотографии — в них есть правда и нет пафоса вне зависимости от масштаба героя», — резюмирует директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. Анни проводит ее по всей выставке, активно комментируя, вспоминая каждую фотографию. С трепетом Лейбовиц подводит г-жу Антонову к портрету пожилой дамы, лицо которой изрезано морщинами, — это мать Анни.
— Мама не хотела сниматься, боялась, что будет выглядеть слишком старой, — говорит Анни о любимом снимке. — А я хотела показать ее настоящую, без фальшивых улыбок.
Тема отношений с близкими людьми рефреном проходит через всю экспозицию. Отдельная глава выставки и жизни Анни связана с ее подругой, писательницей Сьюзан Зонтаг. Они познакомились в 1988 году и буквально дышали друг другом до последних дней жизни Сьюзан, которая умерла 7 лет назад. Ссорились и мирились, вместе путешествовали и опубликовали книгу «Женщины». Однако, забрав одну жизнь близкого человека, судьба подарила ей две новых: в 2005 году у Анни родились близнецы. Свою семью, фотографии Сьюзан и собственные снимки Лейбовиц представила совсем в ином формате, нежели фото звезд и политиков. Они миниатюрные, черно-белые, сняты без ухищрений, просто как в жизни.
Но не эти фотографии трогают больше всего. Эмоциональный шок вызывают кадры, сделанные в «горячих точках» и на местах преступлений. На одном из фото — велосипед в луже крови (на фото)... Мальчик, ехавший на нем, упал, сраженный выстрелом из миномета, на глазах Анни. Он скончался по дороге в больницу. Это было в Сараево в 1994 году. Еще более жуткий снимок сделан в... миссионерской школе, где произошло зверское убийство в туалете. Кровавые следы рук и борьбы отпечатались не только на стенах и полу — даже на потолке.
Как такие разные фотографии может делать один автор? — удивляются поклонники Анни. Ответ на этот вопрос Лейбовиц советует искать в своей лаборатории, в который превратился один из залов. В нем выставлены не хромовые отпечатки, на которых сделаны большинство снимков, а «рабочие моменты, которые позволяют понять процесс создания», объясняет Анни.