Прощай, рожденный революцией

Ушел из жизни Евгений Жариков

18 января 2012 в 17:45, просмотров: 15456

Умер актер Евгений Жариков. Ему было 70, тяжело болел раком. Жалко всем – многочисленным поклонникам, коллегам: он был отличным парнем, говорят.

Прощай, рожденный революцией
фото: Владимир Чистяков
Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова.

Похоже, с самого начала он вытащил счастливый билет. Родился красавчиком, но не смазливо-сладким, а с налетом интеллектуальности, что для 50–60-х было редкостью. Его сразу заметили. Поступил во ВГИК к лучшим педагогам — Герасимову и Макаровой, со второго курса начал сниматься. Одним из первых его режиссеров стал еще не великий тогда Андрей Тарковский: он утвердил Жарикова на роль лейтенанта Гальцева в «Ивановом детстве». Актер Николай Бурляев дебютировал в этом фильме еще подростком.

— Женя — один из последних актеров артели Андрея Тарковского, — говорит Николай Петрович «МК». — Мы познакомились на пробах. Уже тогда между нами завязались теплые отношения, которые мы пронесли через всю жизнь. Правда, в фильме — роль такая была — я несколько прессовал его, хотя и помладше. Уже одна роль лейтенанта Гальцева ставит Женю в ряд актеров, которых будут помнить. Потом у него было много ролей, и везде он был обаятельным и жизнерадостным. Таким, как в жизни.

Еще не наступила эра скромных сериалов на советском телевидении, а Евгений уже стал главным героем 62-серийного фильма «Русский для вас» — правда, сериал был немецкого производства, гэдээровского.

Смотрите фоторепортаж по теме: Ушел из жизни Евгений Жариков
13 фото

И тут еще подфартило — лирическая комедия «Три плюс два». Летняя, можно сказать пляжная, история с немудреным сюжетом взорвала экраны, а Евгений Жариков вместе с Андреем Мироновым и Натальей Фатеевой с Натальей Кустинской стали чуть ли не народными героями. На экране легкомысленно крутили любовь, невинно целовались, отсвечивая телами в плавках и купальниках (эротика, однако), а славы получили — как за серьезные роли.

Кстати, о любви. У Евгения Жарикова ее звали Натальей, и это была любовь на всю жизнь, которая, впрочем, началась с конфликта. Молодую актрису Наталью Гвоздикову утвердили на роль в картину «Возле этих окон» по роману Лазаря Карелина «Микрорайон», но с исполнителем главной мужской роли — Жариковым — у нее отношения не заладились. Но, как выяснилось, мир, начавшийся с войны, оказался самым крепким, и уже на 10-серийном телефильме «Рожденная революцией» Евгений сделал Наталье предложение.

Он играл молодого милиционера Кондратьева — обаятельного, легкого, и благодаря детективной основе и существованию Жарикова в кадре идеология, верный спутник советского искусства, оказалась не такой нарочитой, плоской.

80-е годы оказались не такими счастливыми и плодовитыми. Артист снимался мало, и, пожалуй, самой крупной ролью стала роль председателя КГБ Шелепина в фильме «Серые волки». Зато нашел себя на общественном поприще — вместе с друзьями-артистами создал Гильдию киноактеров. В разваливающейся стране эта организация — одна из немногих — помогала многим держаться на плаву.

Николай Бурляев, в конце 80-х попавший в список опальных режиссеров, вспоминает, что в то время Жариков — один из немногих, кто смог поддержать его: «Он пригласил меня на фестиваль „Созвездие“, дал мне отдушину, выход, когда я был в опале. А последний раз мы виделись в Тбилиси, где пытались крепить культурные связи России и Грузии. Это было незадолго до начала боевых действий, в 2008 году».

Жариков немало сделал для актеров, до последнего пытался помогать, налаживать отношения между странами... А что взамен?

— Однажды на съемках Женя повредил ногу, — вспоминает однокурсница Жарикова, актриса и режиссер Наталья Бондарчук. — После этого он стал инвалидом, ходил только с палочкой. На Западе в такой ситуации была бы выплачена страховка, оплачено лечение... Государство не должно забывать, что актеров, которые являются национальным достоянием. Он был таким — по сыгранным ролям, по популярности, по свету, который он излучал... Женя был человеком огромного юмора и души. Он никогда не жаловался, всегда помогал. Но когда случилась беда, он мог рассчитывать только на семью — сына и Наташу. Когда мы виделись последний раз, на Днях памяти Шукшина в станице Клетская, Наташа и Женя замечательно пели дуэтом. Женя сидел, а Наташа стояла за ним, положив руки ему на плечи. Я видела, как люди плакали от умиления. И сейчас, думаю, многие люди оплакивают его... Россия потеряла большого и светлого актера.

Валерию Гущину, которая сейчас возглавляет Гильдию актеров кино, «МК» застал в Костроме, где она готовит очередной фестиваль «Созвездие» — детище Евгения Жарикова. Он организовал фестиваль, который стал беспрецедентной для того времени лабораторией актерского мастерства, в сложный 1989 год. Следующий, уже 20-й фестиваль, будет посвящен его создателю, сквозь слезы сказала «МК» Валерия.

— Женя всю жизнь отдал своим коллегам. Вместе с Наташей Гвоздиковой — их тандем называли «жареные гвоздики» — они смогли на первом же фестивале собрать всех звезд страны — было 375 актеров. Это был второй шаг, первый — гильдия актеров. 1988 год — кинематограф почти погиб, не было проката, прекратили снимать фильмы. В этот сложнейший момент Женечка собрал вместе Евгения Герасимова, Елену Драпеку, Нину Ильину и многих других, чтобы создать организацию, которая встала бы на защиту актеров. Они придумали Гильдию актеров кино СССР — назвали себя «гасконцами». Потом такие гильдии появятся во многих странах бывшего СССР. Женя произвел революцию в содружестве актеров. Сам оказывался от съемок, чтобы искать для других роли. Когда я говорила ему о лечении, он отвечал, что у такого-то актера второй день нечего есть, нужно помочь. Он отдавался делу без денег, без зарплаты, приезжал на работу к 9 утра каждый день. Он искал противоядие злу.





Партнеры