— Дэвид, вы выбрали для 4-й биеннале молодого искусства тему «Время мечтать». Сейчас, когда вы уже видели большую часть работ, можно резюмировать — о чем же мечтают художники?
— Художники собрались из множества разных стран, и у каждого свое восприятие мира. Все они обеспокоены судьбой мира и думают о будущем, но каждый по-своему. И все-таки несколько тем превалирует, а именно — проблемы окружающей среды; нестабильность общей мировой ситуации, связанная с наращиванием ядерного оружия; неспособность современной политической системы решить, что хорошо, что плохо, и это приводит к исчезновению самой идеи о «всеобщем благе». Это происходит из-за несовершенства капитализма, когда большая часть средств находится у небольшого числа людей. Искусство же стремится показывать красоту и правду, какой бы она ни была. Причем красота, как и правда, может быть ужасной. К тому же искусство является также предметом роскоши — таким образом, оно представляет собой не только критику проблемы, но и является ее частью, если вспомнить, каких неадекватных цен достигают некоторые предметы искусства на рынке.
— Звучит несколько политизированно. Что же мы увидим на выставке?
— Первое, что вы увидите — это руины московских зданий. Мавзолея Ленина, например. Все это будет во внутреннем дворе Музея Москвы. Там один из художников, Денис Рудольф, будет жить в палатке, которая на самом деле — портал в другой мир. Неизвестно, что там — ад или рай. Поэтому Денис кто-то вроде современного Данте. Потом вы увидите особенный сувенирный магазин, придуманный краснодарской группой «ЗИП». И фонтан «Дружба народов», где вместо воды нефть, — это работа Ивана Плюща. Ольга Кройтер будет исполнять перформанс — стоять на колонне высотой три метра, как женщина-богиня, символ одиночества. Албанские художники, группа «Сопротивление», сделали инсталляцию, по которой нужно ходить: она устлана пластиковой пленкой с пузырьками, так что при ходьбе по ней звучат негромкие «взрывы». А на одной из стен появится фото человека с открытым ртом — это слепой аккордеонист из фильма Федерико Феллини «Амаркорд». И это далеко не все — выставка займет несколько этажей музея.
— Руины, перформанс об одиночестве — мечты у молодых художников слишком уж пессимистические...
— Это не так. Работа Ивана Плюща называется «Триумф веселья». Мне кажется, это сильная выставка. Она скептическая, спелая. Каждый художник здесь индивидуален и говорит об этом, никто из них не заинтересован в популярности.
— И все-таки каждый из представленных авторов прошел большой конкурс. А в принципе как вы считаете, каким путем должен идти молодой художник, чтобы стать профи? Критерии оценки искусства в эпоху постмодернизма сместились. Нужно ли художнику в наши дни академическое образование?
— Никого нельзя научить быть хорошим художником. Да, художнику нужны персональные качества — можно обучиться навыкам, концентрации, тщательно и уважительно относиться к своей работе, но нельзя научиться быть хорошим художником. Эта проблема стояла всегда. Техника реалистической школы была актуальна в ХIХ веке, но сейчас ушла, и, думаю, ее не стоит воскрешать. Искусство в любой его форме не должно терять связи с реальностью. На взгляд постмодернизм — это своего рода химера, потому что это в первую очередь направление в архитектуре, а все остальное — скорее не постмодернизм, а наращивание энтропии в современном мире.
— В Московском музее современного искусства будет представлен проект Украины — а к тому, что там сейчас происходит, приковано внимание всего мира. Как художники осмысляют последние события?
— События на Украине были уже в разгаре, когда готовилась выставка. Что касается воздействия, которое они оказали на проект, могу сказать, что несколько художников отказались от участия из-за этих событий. Не буду называть имена. Я понимаю их позицию, но считаю, что это неправильный поступок, если говорить о долгосрочной перспективе. По-моему, идеи этих художников были сильны, и не осуществить их не очень правильно.