Алла Пугачева выловила «петухов» перед творческим вечером в Юрмале и обещала «еще спеть»

Прием с бородой

27 июля 2014 в 12:50, просмотров: 30302

Сказать, что главным событием из всех внеконкурсных прелестей «Новой Волны 2014» в Юрмале стал творческий вечер Аллы Пугачевой, значит не сказать ничего. По мере приближения встречи с обожаемой Примадонной даже «невъездной» скандал все устойчивей обретал фон белого шума. Подсознательно люди просто старались смахнуть с себя негатив последних дней и пену спекуляций, которые становились уже мутнее и зловоннее собственно первопричины. И пока тот же Леонид Агутин, член жюри, жалел о своей «несдержанности» в соцсетях и сглаживал осадок от ругательств «примиренческими» заявлениями о том, что запрещать Кобзона с Валерией в Латвии все-таки так же плохо, как и «Океан Эльзы» в России, Игорь Крутой чернел от настырных звонков из Москвы с требованиями немедленно одеть артистов в майки с изображениями «отказников» и выйти так всем на сцену.

Алла Пугачева выловила «петухов» перед творческим вечером в Юрмале и обещала «еще спеть»
фото: Лилия Шарловская
Алла Пугачева

В задумчивом настроении он и прибыл на вечер Примадонны, где сам должен был безмятежно петь и играть «Прости, поверь» на винтажном рояле со стеклянной крышкой. А взволнованная публика, подчеркивая многодневное ожидание «праздника праздников» особенным настроением, тщательно подобранными нарядами и морем цветов, торжественно стекалась к залу «Дзинтаре» и в предвкушении чуда рассаживалась по местам, полностью распроданным задолго до ивента. Забегая вперед, надо сказать, что публика не просто получила свое сполна, а никак не могла поверить уже в финале шоу в свалившееся на голову счастье и, нахлопавшись «браво» с «бис», растворялась в вечерней Юрмале «довольная, как слива» - по излюбленному выражению Филиппа Киркорова.

А Пугачева, помимо щедро раздаренного людям творческого и эстетического восторга, еще и спасала ситуацию, примиряя непримиримое. Понимая двусмысленность происходящего, она, конечно, не могла промолчать, но не могла и кликушествовать, как многие из ее коллег, растерявших уравновешенность. Мудрость, ум и такт, мобилизованные Примадонной, совершили, кажется, невозможное – точки, запятые и акценты были расставлены так точно и изящно, что только клинические идиоты теперь могут настаивать, что, если и была буря, то не в стакане воды.

«Пускай не кончится она, наша любовь!», - декламировала Алла, собирая букеты и овации после песни «Любовь, похожая на сон», поблагодарила авторов, которые сотрудничали с ней «все эти годы», восхитилась «замечательными артистами», которые исполняли весь вечер ее песни, и плавно перешла к «злобе дня»: «Мне очень жаль, что Иосифа Давыдовича нет в этом концерте, он должен был петь «Все могут короли», он это замечательно делает. Но сейчас жизнь такая, знаете, суетная, беспокойная. Но все пройдет, все будет хорошо. Самое главное – верить… в мир во всем мире! А мы с Иосифом Давыдовичем – дети советского времени, так что мы привыкли – нас били, а мы летали…».

Смотрите фоторепортаж по теме: Творческий вечер Аллы Пугачевой
0 фото

И по округе понеслась горячая новинка - песня-памфлет «Нас бьют, мы летаем», «оскандалившаяся» на родине то ли как новый «гей-гимн», то ли как «оппозиционный манифест», но в контексте Юрмалы обретшая еще один смысл. Политический по сути демарш, не оскорбляя никого, мог получить высшую оценку мастерства в любой дипломатической академии – хоть на Западе, хоть на Востоке. И даже можно простить действительно «битой» Алле «святую ложь» про «битого» в советские времена Кобзона…

«Миротворческая» эквилибристика Пугачевой была лишь одним из кирпичиков дворца счастья, который она соорудила для публики в финале почти трехчасового концерта, где сытным аперитивом звучали каверы ее песен в исполнении гостей, а на вожделенное горячее подана сама Примадонна с четырьмя песнями: «Я тебя никому не отдам», «Любовь, похожая на сон», «Нас бьют, мы летаем», «Миллион роз» и в конце - бис-десерт «Зона отчуждения», которая, увы, не вошла в трансляцию.

***

Пять лет назад Алла заявила, что «ушла со сцены», одарив страну прощальным туром «Сны о любви» и «совсем прощальным» мегаконцертом в Лужниках с участием «всех звезд», которые так же, как и в Юрмале, в меру своих сил, умений и фантазий распевали на все лады пугачевские нетленки. С тех пор, каждое ее появление по «особым случаям» на сцене становится событием экстраординарного характера. «Голос меня не слушается, я не могу им больше управлять», - жаловалась Алла, объясняя тогда, почему, среди прочего, «завязывает» с активной гастрольной деятельностью.

За эти годы она сумела голос подлечить, первые признаки улучшения обнадеживающе прозвучали полтора года назад на «Рождественских встречах». Готовясь к Юрмале, решила улучшить результат еще одним кардинальным шагом – бросила курить 1 июля (когда в действие вступил закон о борьбе с курением), перешла на электронные сигареты (которые, правда, тоже запрещены), и чуть не пустила все прахом. Связки, привыкшие за два века к табачному дыму, объявили «фи» хозяйке и на репетициях настырно «пускали петухов». «Вот, и вышла Примадонна, вот и спела!» - паниковала в ужасе Алла и не раз, наверное, вспомнила строчки из своей же песенки «Ах, какой же был скандал!», представляя, как может опростоволоситься на творческом вечере. Доволновалась до скачущего давления в день концерта, «как у первокурсницы перед экзаменом». В таком мандраже и вышла «осчастливливать» народ.

Счастливый народ, заряженный обожаемой Легендой, однако, сам в итоге зарядил Аллу энергией и силой, и, когда хором они вместе пели в финале «Миллион роз» и «Зона отчуждения», то об «отчуждении» не шло и речи – по обе стороны сцены ловили не «петухов» (они были изничтожены!), а обоюдный кайф.

Впрочем, ноты нотами, голос голосом, но, как верно заметил ее «любовь последняя», супруг и блистательный артист-пародист-конферансье Максим Галкин: «Вместе с ней мы плачем, смеемся, обретаем надежду, живем и становимся лучше. И какое счастье, что она здесь и сейчас, с нами, любимая женщина, которая поет!».

***

«Артисты известные» волновались не меньше Примадонны. «Петь Пугачеву» - это и фан, и круто, и элемент почти «обязательной программы». Таким количеством каверов, трибьютов, ремейков и перепевок не обросло творчество ни одной из отечественных звезд. Потому она и не звезда в общем-то, а целая Эпоха.

Первым придумал устраивать из перепевок «на Аллу» масштабные шоу ее предпоследний муж и преданный до сих пор «аллафил» Филипп Киркоров, устроивший в 1998 г. «Сюрприз для Аллы» в «Олимпийском». На нынешнем вечере в Юрмале он исполнил «Сады вишневые» - про ту самую «любовь последнюю». Хотя Галкин, пользуясь привилегией ведущего, и попробовал ложкой искрометного дегтя подпортить киркоровскую бочку вязкого меда, напомнив, что песня все-таки была написана Аллой «обо мне, а не о Филиппе», поп-король, наверное, единственный, кто из всех участников наполнил песню страстью, которая может поспорить с самим оригиналом. «А это потому что я душу вложил!», - не утруждая себя ложной скромностью, согласился Филипп. Впрочем, оригинал записывался в то критическое время, когда Алла пыталась приструнить расшалившийся голос, и, скорее всего, между душой и вокалом тогда возникли разногласия.

За вычетом стоящего особняком поп-короля, «ЗД» составила условный хит-парад исполнителей, которым, на наш взгляд, удалось наиболее выразительно и самобытно «переосмыслить» в очередной раз пугачевское наследие, хотя, безусловно все, кто вышли в тот вечер на сцену, исполнили свою миссию, если и не без сучка-задоринки, то с похвальной самоотдачей.

***

фото: Лилия Шарловская
Лолита и Игорь Николаев

Лолита («Монолог»)

Перед концертом Лолиту буквально трясло от волнения и артистку можно понять. Знаменитое стихотворение Цветаевой и его не менее знаменитая песенная версия в исполнении Пугачевой до сих пор действуют на публику как эмоциональные американские горки. Для любого артиста «Монолог» может стать этапом в карьере и конечно это ситуация из серии «пан или пропал». Лолита рискнула и вышла победительницей. Кремовое длинное платье, черная шаль, как красный платок Джулии Ламберт… Лаконично-театрально и не менее музыкально. «Только к полтиннику я поняла, о чем эта песня», - призналась Лола. Тот случай когда лучше поздно, чем никогда.

фото: Лилия Шарловская
Владимир Пресняков

Владимир Пресняков («Белые Цветы»)

Ощущение, будто эта песня написана для немного усталого и слегка потрепанного жизнью человека, в душе которого, тем не менее, еще могут кипеть страсти. Владимир удивительным образом вписался в эти параметры. Пресняков никогда не занимался актерством на сцене и сейчас не стал пытаться. Просто, ничуть не отступая от своей музыкальной доктрины, спел произведение, которое ему очень подходит.

фото: Лилия Шарловская
Никита Пресняков

Никита Пресняков («Белый снег»)

Внука Примадонны на этом концерте назначили, видимо, ответственным за рок-угар – даром, что бабушка в душе всегда была форменной рокершей и порой у нее это сочно прорывалось в песнях. Никита активно приступил к делу. Притащил свою банду с труднопроизносимым английским названием, выбрил виски и затылок, научился рычать. В итоге угар действительно был. Дрэды гитариста летали в воздухе, инструменты зловеще блестели, артисты не позволяли себе никаких попсовых улыбочек. Прямо ритуальные готические пляски. Есть, правда, одна важная деталь: вся удаль этой музыки сразу сдувается, если она под фонограмму. Инструментальный плейбэк явно диссонировал с живой вокальной экспрессией артиста. Возможно, что у Никиты и Ко еще будет возможность прогреметь все это живьем.

фото: Лилия Шарловская
Полина Гагарина и Николай Басков

Полина Гагарина («Опять метель»)

Жара, которая сейчас стоит в Юрмале, не располагает к мыслям о холоде, даже если он душевный. Можно сказать, что Полине пришлось петь потеющей публике композицию о том, как хочется человеческого тепла. Нужно честно признать, что сыграть в пугачевскую «душу нараспашку» у Гагариной получилось не очень убедительно. Но с не меньшей честностью можно констатировать пение, которое неприлично быстрыми темпами становится образцово-показательным.

Сергей Лазарев («От боли я пою»)

Еще одно очень непростое произведение, которое нужно не столько спеть, сколько сыграть, причем не только актерски, но и вокально. И здесь обширная театральная практика Сергея оказалась как нельзя кстати. Эксперты вечно ведут дискуссию о том, что хуже: не доиграть или переиграть. Не исключено, что Сергей оба этих греха считает смертельными и поэтому призвал на помощь весь своей перфекционизм. В итоге, играя боль от любви, не скупясь на мимику и жесты, он не сделал, тем не менее, ни одного лишнего движения. Станиславский мог бы поверить.

фото: Лилия Шарловская
Дима Билан

Дима Билан («Не отрекаются любя»)

А здесь Станиславский, возможно, поморщил бы лоб. Билановская версия гимна всех влюбленных была похожа на фокус. Далеко не все коллеги певца способны такое вытворять с голосом, Дима это знает и не стесняется напоминать всем в каждой подходящей ситуации. Однако сама песня требует не только вокальных подвигов. Это именно то произведение, которое надобно по-настоящему, по-пугачевски прожить на сцене. В ходе исполнения выяснилось, что Дима смутно представляет состояние, когда «не переждать трех человек у автомата». Может быть автоматами не пользуется, а может не ждал никого. Однако Галкин был уполномочен заявить залу, что Алле из всех известных очень нравится именно эта версия, и Билана в Юрмале сразу стали величать не иначе как Дмитрий Николаевич, причем даже взрослые и богатые дядьки.

А-Студио («Как все»)

Многие песни Пугачевой весьма пластичны для аранжировок в самых разных стилях. Если Нюша сделала из «Я тебя поцеловала» танцевальный боевик, то «А-Студио» - рок-н-ролльный. Завидный музыкальный опыт отцов-основателей коллектива вероятно подсказывал, что барабаны и басы нужно использовать так, чтобы зал качало. И зал действительно качало. А Кэти Тапурия, забыв об оригинале, голосила рок-оторвой. Чумовое платье, черная помада и нечто в форме китового хвоста на голове прилагались.

Николай Басков («Листопад»)

Артисту пришлось поменять три тональности, прежде чем найти верную трактовку песни, чтобы «не повторить Пугачеву», остаться собой и при этом освоить современный музыкальный формат вопреки собственному классическому канону. «Золотой соловей» изворотливо сел на все стулья, не провалился ни в одну щель, и удачным клубным саундом перекинул логический мостик в прошлое, в котором «Листопад» тоже был крайне продвинутым треком по меркам тогдашней музыкальной моды.

Александр Розенбуам («Ленинград»)

В советское время Алла заменила Петербург на Ленинград в стихотворении Мандельштама ради того, чтобы пройти советскую цензуру. Пока цензура не восстановилась в полной мере, есть возможность вернутся к оригиналу, что Александр Розенбаум и сделал. Эта песня ему в самый раз – и по размерчику и по духу. Если Пугачевой приходилось делать усилия, чтобы «приручить» эти мужские стихи, то Александру просто нужно быть Розенбаумом, чтобы взорвать настоящую брутальную бомбу. Тренироваться бард начал еще за кулисами. «Снимайте меня с сигаретой, - рыкнул он на фотографов. – Пусть эти законописцы смотрят!»

фото: Лилия Шарловская
Борис Моисеев и Лайма Вайкуле

Борис Моисеев («Люди, Люди»)

Эта песня была на знаменитом двойном альбоме «Как тревожен этот путь». По меркам 1982 года «Люди, люди» воспринимались как вызов устоям-нормам, духовным скрепам и ценностям «советского общежития»: «Какое дело вам, с кем хлеб делю я пополам, кого я темной ночью жду, с кем куда иду!». Отчаянно-откровеная лирика, упакованная почти в панк-рок. Борис решил сделать из этой песни тревожный марш, будто завтра война. Максим Галкин, предваряя номер, рассказал историю про то, как худсовет в начале 80-х забраковал Моисеева, когда Алла сдавала программу с трио «Экспрессия». На следующую приемку она наклеила Боре бороду, и худсовет решил, что это – совсем другой человек, настоящий мужик, а не тот вертлявый. «То есть уже тогда прием с бородой…», - многозначительно поднял палец в воздух Макс, и публика заржала, поняв, на что намекает ведущий – конечно на Кончиту Вурст. И, если бы Боря после этих слов появился на сцене с бородой и в платье, то разразился бы скандал, но, если бы на платье был портрет Валерии с сердобольной надписью «Why?!» (“Почему?!»), то современным госханжам и морализаторам пришлось бы проглотить пилюлю. Впрочем, и без платья с бородой номер придал всему событию еще один злободневный идеологический акцент.

***

По всему было видно, как соскучилась публика по Пугачевой - больше, чем по ее песням, потому что песни звучат намного чаще, чем Сама живьем. Алла же впервые за те последние пять лет, что «ушла со сцены», всерьез, кажется, задумалась, а не забрать ли свои слова назад? «Мы еще споем. Потом. Если захочешь», - перефразировав крылатую фразу Донны Розы Дальвадорес, и окрыленная почти забытыми за годы «простоя» сценическими ощущениями, она и сама вместе со зрителями светилась неподдельным счастьем. Жаль только, что в России этот «русский фестиваль на чужбине» крутили почти с трехчасовой задержкой глубокой ночью и все вышеописанное вообще мало кто видел и слышал, а в «недружественной» Латвии каждый день повторяли трансляции в дневной прайм-тайм.

 

Юрмала.



Партнеры