На кинофестивале в Суздале победил банан, который огрызался

Анимационное сообщество признало лучшим фильм Константина Бронзита про друзей-космонавтов

23 марта 2015 в 14:17, просмотров: 7217

В Суздале завершился 20-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. Поскольку это главный мультипликационный сход страны, то и представлена на нем была практически вся продукция, произведенная в России за год. Жюри под руководством кинорежиссера Андрея Хржановского присудило Гран-при картине Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается» с формулировкой «за одинокий голос человека».

На кинофестивале в Суздале победил банан, который огрызался
Автор фото: Марина Сычева На фото: Обладатель Гран-при Светлана Разгуляева

Рассказывает она о человеке, у которого неожиданно вырос хвост. И с тех пор вся его жизнь переменилась. В феврале «Почему банан огрызается» участвовал в конкурсе «Поколение» Берлинского кинофестиваля. В Суздале ему досталось еще несколько наград, в том числе и материальных. Глава киностудии им. Горького Сергей Зернов вручил Светлане Разгуляевой денежный приз (учрежденный в честь грядущего столетия киностудии) в размере 50 тысяч рублей. «Кстати, я подала вам заявку на следующий фильм. Так что до встречи!» - выйдя на сцену, не растерялась Светлана, получая награду. В профессиональном рейтинге, в котором принимают участие все гости и участники фестиваля (они заполняют анкеты и таким образом голосуют за лучшие фильмы), а это самое профессиональное и строгое анимационное жюри, «Банан» занял второе место, набрав 155 голосов. А лидировал в рейтинге (314 голосов) Константин Бронзит с картиной «Мы не можем жить без космоса». Жюри удостоило ее спецприза. Бронзит — мастер, это уже не подлежит сомнению, а его картина «Уборная история — любовная история» про работницу общественного туалета номинировалась на «Оскара». Теперь Константин Бронзит снял рисованный 15-минутный фильм о друзьях-космонавтах, которых готовят к полету в космос. Получилась не просто смешная и трогательная картина. В ней отразилась не только вся амплитуда человеческих отношений, но и жизнь страны с ее приоритетами и идеологией. Еще один спецприз достался лихому 3-минутному фильму «Пык-пык-пык» Дмитрия Высоцкого, сделанному на «Союзмультфильме». Практически все небольшие картины, представленные старейшей киностудией, перманентно переживающей нелегкие времена, были самобытными и заметными. Жаль, что осталась без наград великолепная работа Леонида Шмелькова «Очень одинокий петух», также снятая на «Союзмультфильме». Но достойных работ в конкурсе оказалось немало. Жюри было из чего выбирать. Профессиональное сообщество выставило фильму Шмелькова высокий балл. Он набрал 137 голосов. Самое отрадное впечатление от Суздаля связано с тем, что наш анимационный цех остается тем надежным кинозвезвеном, которое чаще радует своей продукцией, нежели приводить в состояние оторопи от ее качества.

Лучшим профессиональным короткометражным фильмом жюри признало 16-минутную картину «Андрей Хижина и его горе» Алексея Демина, который уже во второй раз экранизирует книгу, найденную в подъезде — рассказ Давида Дара. Действие происходит в 30-е годы прошлого столетия. Герои трогательные, они плоть от плоти своего времени. Особо жюри отметило звуковое решение фильма и закадровый голос великолепного актера Сергея Дрейдена. Картина сделана в фирменном и мгновенно узнаваемом стиле Алексея Демина, большого мастера по закадровой партитуре шорохов и криков.

Лучший фильм для детей - «Коровка» Марины Карповой - экранизация стихотворения Андрея Усачева о симпатичной божьей коровке, попавшей в неволю. Опять же это продукция «Союзмультфильма». Среди студенческих работ отметили «Теплый снег» Ирины Эльшански «за человечность, обнаруженную в глине». Лучшим дебютным фильмом стал «Слон и велосипед» Олеси Щукиной, которая работает во Франции, где продолжила обучение после окончания Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. А училась она когда-то в мастерской Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого. Олеся Щукина, хоть и молода, но обладает мастерством отнюдь не дебютантки и смело могла бы претендовать на «взрослые» призы. У нее - отличная работа про слоника, который стал дворником и живет среди людей. Это одна из лучших картин нынешнего фестиваля и снята для детской аудитории, что ценно.

В прикладной анимации наградили Алексея Алексеева (он давно уже живет и работает в Венгрии) за фильм «Муравей и Муравьед», созданный в рамках проекта «Веселая карусель» на «Союзмультфильме». Самыми восстребованными героями оказались на этот раз муравьи, божьи коровки и куры, которые даже по мобильному телефону разговаривали и рожали деток. Хотя среди героев встречались и известные деятели - Жорж Санд и Шопен. Даже Ленин с Пушкиным сошлись на дуэли. Пролетарский вождь в 8-минутном студенческом фильме «На пороге Ильич» Михаила Солошенко попросился в дом обычных граждан: «Меня надо накормить и спрятать». Кто-то сделал фильм из овощей, как Мария Степанова «Петрушечку» и прочих неожиданных ингредиентов. А талантливый Олег Ужинов рассказал нам все о еде в картине «Запретная еда», созданной в рамках развлекательно-познавательного проекта для детей «Ин и Яна». Его работа отмечена наградой за лучший сериал, которую вручило особое жюри, оценивавшее коммерческую продукцию.

«Для нас юбилей - это очень важный момент, и тут, как в китайской поговорке, «если хочешь оставаться на месте, нужно очень быстро бежать», - рассказывает директор фестиваля Александр Герасимов, - Мы сознательно не стали делать акцент на юбилейной дате, чтобы не превратить фестиваль в застолье». Зато отметить объявленный в стране Год литературы оказалось вполне уместно, тем более что современные российские писатели не в первый раз приезжают на фестиваль, чтобы познакомиться с режиссерами и найти себя в качестве сценаристов. Юрий Норштейн рекомендовал всем начинающим творцам освоить статью Эйзенштейна "Вертикальный монтаж", а драматург Вадим Жук - читать большую литературу и внимательнее относиться к чистоте русского языка в кино. Кинорежиссер Светлана Дружинина, заглянувшая на фестиваль в качестве почетного гостя вместе с мужем - оператором Анатолием Мукасеем, сетовала на внуков. Их невозможно оторвать от «Смешариков» и других детских сериалов, противоречащих принципам эстетического воспитания в семье режиссера.

Помимо российских картин в конкурсе участвовали фильмы из Беларуси. Режиссер и композитор Игорь Волчек представил очень изящную и философскую картину «Рондо-каприччиозо». В Суздале он вспомнил, как после окончания Высших режиссерских курсов, а он учился в Москве, преподаватели высказали надежду, что он будет снимать музыкальное кино. В качестве реверанса мастерам многие фильмы Волчека имеют в названии музыкальные термины. «Рондо-каприччиозо» рассказывает о сельском чудаке-мечтателе. А сам Игорь Волчек «разогревал» фестивальную публику, напевая песни и аккомпанируя на фортепиано - благо, что в гостинице их на каждом этаже насчитывалось несколько штук.

А уж белорусского режиссера Михаила Тумелю без балалайки представить и вовсе невозможно. Что с того, что он - серьезный член жюри, наряду с художником Игорем Олейниковым, мэтром российской анимации Андреем Хржановским, режиссером Светланой Филипповой и композитором Алексеем Шелыгиным? В перерыве между обсуждениями программы Тумеля рассказывал байки о том, как когда-то решился поступать на Высшие режиссерские курсы, имея в наличии беременную жену в Минске и желание остепениться и «купить курточку папе Карло». Дочка родилась 1 января, а спустя несколько дней ее папа отправился учиться в Москву. В общежитии он жил вместе с будущим оскароносцем - ярославцем Александром Петровым, который тоже посетил Суздальский фестиваль.



Партнеры