Большой театр продолжает держать в секрете имя нового директора балетной труппы

Чем удивит главный театр страны в новом сезоне: комментарии наших обозревателей

11 сентября 2015 в 20:36, просмотров: 33827

Сезон в Большом театре начался еще 4 сентября, но труппа собралась лишь неделю спустя: премьера балета «Герой нашего времени» пришлась на финал сезона минувшего, соответственно, балетные артисты ушли в отпуск позже. Сегодня они первый день на работе, так что оперно-балетная часть, а также технический и обслуживающий персонал, смогли собраться вместе. Из Большого театра — обозреватели «МК».

Большой театр продолжает держать в секрете имя нового директора балетной труппы
Руководство Большого театра: Туган Сохиев, гендиректор Владимир Урин и худрук балета Сергей Филин. Фото: mskagency.

В зрительном зале исторического здания помимо работников Большого, пришедших подвести итоги сезона минувшего и обсудить предстоящий, — под завязку телекамер, повсюду щелчки и вспышки фотоаппаратов. Под аплодисменты зала у стола президиума возникает гендиректор Владимир Урин и предлагает вспомнить события прошедшего, 239-го сезона, но под чей-то возглас: «Кино давай!» — крутят смешной фильм в традициях Музыкального театра Станиславского, откуда Урин перешел в Большой. Там такие кинокапустники показывают на каждом открытии сезона: нарезки кинохроники под озвучку из бессмертных советских комедий. За столом президиума — Туган Сохиев, Сергей Филин, а открывает 240-й сезон зам.министра культуры Александр Журавский, после приветствия которого идут: раздача премий от Попечительского совета (14 человек получили по 200 тысяч «деревянных»), оглашение планов и представление принятых в труппу молодых артистов.

Но того, ради чего, собственно, и собралась большая часть прессы, не случилось… Узнать имя нового директора балета, который должен сменить Сергея Филина с марта следующего года и стать первым в истории театра балетным директором (после ухода Филина с поста «отменяется» и должность худрука, которую он занимает), им не удалось. Эта эпопея с назначением длится уже не первый месяц: сначала общественность мурыжили вопросом, продлят ли контракт с Филиным, теперь новая забава: все ломают голову, кого назначат взамен. Но Урин хранит молчание… Он, как заправский продюсер, закрутил интригу, которой могут позавидовать даже мастера пиара из шоу-бизнеса: ведь новая должность совершенно не стоит того внимания, которое она вызывает. Совершенно очевидно, что новый балетный начальник не будет обладать и толикой тех полномочий, которые имел старый, а наиболее принципиальные вопросы балетной политики станут решать коллегиально. Однако ажиотаж вокруг назначения нарастает, слухи множатся и запускаются с космической скоростью один невероятней другого: теперь одним Вячеславом Самодуровым дело не ограничивается — «информированные источники» наиболее вероятным кандидатом называют даже бывшую директрису балета Парижской оперы Брижит Лефевр, прибывшую в Москву… просто посидеть в жюри телевизионного конкурса. Не желая, чтобы этот вопрос оказался главным и затмил все остальные, с оглашением таинственного имени решили повременить до конца сентября. Объясняют, что «хотя подходящая кандидатура найдена, но контракт еще не подписан». Что касается планов, то они и без того давно известны: «в области балета» намечены две премьеры — балет «Ундина» (музыка Ханса Вернера Хенца) и голландский «Вечер современной хореографии». Первый поручен многообещающему хореографу Вячеславу Самодурову. Второй предполагает помимо возвращения на сцену исчезнувшего из репертуара балета Килиана «Симфония псалмов» еще и два новых для России балета — от Ханса Ван Манена Frank bridge variations на музыку Бриттена и опус от весьма востребованных во всем мире хореографов Пола Лайфута и Соль Леон «Совсем недолго вместе», на музыку Макса Рихтера и Бетховена. Кроме того, на историческую сцену будет перенесен балет «Дон Кихот», который все это время «ютился» на Новой. Ради такого случая «Дон Кихот» решили даже «переодеть» и показать в новых декорациях.

Оперный сезон в Большом также разнообразен: от суперкамерных представлений для детей до монументальных фресок на исторической сцене. Все начнется 10 октября в Бетховенском зале, где покажут спектакль «Байки о Лисе, Утенке и Балде» — триптих, составленный из камерных музыкальных сказок: Прокофьева («Гадкий утенок»), Стравинского («Байка про лису, петуха, кота да барана») и Праведникова («Сказка о попе и работнике его Балде»). Здесь самое загадочное — это Александр Праведников, малоизвестный современный композитор, работающий в Большом концертмейстером и написавший свою «Сказку о попе» еще лет 15 тому назад. Так ли уж хороша его музыка, что ее можно поставить в один ряд с Прокофьевым и Стравинским, — вопрос.

Появится на исторической сцене новая версия «Иоланты». Дирижером-постановщиком спектакля выступит Владимир Федосеев — прекрасный интерпретатор музыки Чайковского вообще и «Иоланты» в частности. Но интрига не в нем, а в режиссере: в этой опере себя попробует Сергей Женовач, режиссер замечательный, но прославивший себя в особом виде драматического театра, где доминирует литературный текст. Впрочем, если к музыкальному тексту режиссер отнесется столь же чутко и бережно, как к литературному, то — кто знает? И еще один драматический заход в классическую оперу: Римас Туминас поставит «Катерину Измайлову» Шостаковича. Дирижер Туган Сохиев избрал именно вторую редакцию оперы, которую несколько облегчил и «причесал» по сравнению с первым вариантом, известным под названием «Леди Макбет Мценского уезда». А вот какую эстетику избрал дебютант в жанре оперы Римас Туминас — узнаем 18 февраля 2016 года. Но изюминка сезона — это, конечно, «Дон Паскуале» Доницетти, на постановку которого директор Большого театра Владимир Урин пригласил мятежного, просящего бури Тимофея Кулябина. И действительно: грешно не воспользоваться турбулентными всплесками мощной пиар-кампании, организованной под патронажем РПЦ. Молодому режиссеру предложили Новую сцену, на которой самое место эксперименту и новации.

И, наконец, под занавес — «Осуждение Фауста» Берлиоза в постановке Тугана Сохиева (дирижер) и Петера Штайна (режиссер). Редкая для российской сцены опера. Интереснейшая партитура, в которой музыкальный руководитель Большого театра может показать все свои сильные стороны. Ну и Петер Штайн, от которого, несмотря на его преклонный возраст, все ждут очередного шедевра.



    Партнеры