«Франкофония» Сокурова оказалась пророческой

На завершившемся 56-ом Международном кинофестивале в Салониках победили сорок лет молчания

56-й Международный кинофестиваль в Салониках проходил в самом центре города на площади Аристотеля и завершился уже после того, как прогремели взрывы в Париже. Так что показанная на фестивале картина «Франкофония» Александра Сокурова, рассказывающая о спасении сокровищ Лувра в годы Второй Мировой войны, прозвучала немного пророчески.

На завершившемся 56-ом Международном кинофестивале в Салониках победили сорок лет молчания
Кадр из фильма Александра Сокурова "Франкофония"

С Сокуровым так всегда. Он скажет, что-нибудь резкое, расходящееся с общим мнением, вызовет огонь на себя, а потом станет понятно, насколько он был прав. Сам режиссер в Салоники не приезжал. Он редко здесь бывает. К тому же приступил к работе над фильмом, который будет снимать на берегу Северного Ледовитого океана. «Франкофония» оказалась единственной картиной, имеющей отношение к России, хотя создана она производителями Франции, Германии, Нидерландов. Зато на русском языке. «Франкофонию» отверг Каннский кинофестиваль - слишком резкие слова Сокуров произнес в адрес Франция. И дирекция Лувра картину не приняла. Сокуров вступает в диалог с директором Лувра Жаком Жожаром, который не покинул музей в годы войны. Вместе с графом Меттернихом он занимался спасением шедевров. И вот в самый счастливый город на свете приходит беда, по его опустевшим улицам въезжает Гитлер. Теперь многое в фильме приобретает зловещий смысл. Премьера «Франкофонии» состоялась на Венецианском кинофестивале в сентябре, после чего картина прошла по самым разным кинофестивалям мира, включая Салоники. В Россия ее увидят только в марте. В Венеции Сокуров произнес резкие слова о взаимодействии национальных культур, предостерег от этнического и религиозного сближения. Его обвинили в менторском тоне и высокомерии.

Теперь стоит воспроизвести его слова: «На многие вопросы, с которыми столкнулся Старый Свет, политики решения не имеют. Простые вопросы закончились, а на сложные они ответить не умеют, а может, не умели никогда. Никакого обновления на основании исторического опыта не происходит. Все остается по-старому, как было перед Первой и Второй Мировыми Войнами. Надо вглядываться в лица друг друга и видеть то, что нас объединяет и разъединяет. Разные культуры сливать, миксировать нельзя. С искусством нужно обращаться как с хрустальными вазами. Но в в отличие от разбитой вазы его не склеить. Надо понимать, насколько опасно слишком тесное этническое сближение, сближение религиозных культур. Национальное искусство надо защищать. Знаю, что эта идея не очень популярна в Европе. Но нам из России виднее, потому что мы любим Европу. Мы ценим Италия, Францию. Как дорога нам Германия! Не растворяйтесь в культуре! Нельзя сближаться настолько, когда лица общего не увидеть. Просто берегите себя».

"Бараны" ("Овцы") Гримура Хаконарсона

О хрупкости бытия рассказал и классик польского кино Ежи Сколимовский в экзистенциальном фильме «11 минут». Его картина, как и фильм Сокурова, была показана во внеконкурсной программе. За каждым поворотом человека ждет неизвестность, и знать то, что произойдет с нами в следующую минуту, мы не можем. Герои фильма переживают катастрофу. Мимо высотных домов на протяжении всей картины пролетает самолет, напоминая о трагических событиях 11 сентября 2001 года в Нью-Йорк.

В дни фестиваля в Салониках, как и в других городах Греция, прошла общенациональная забастовка. Не работали многие учреждения, ограничено было железнодорожное и авиасообщение. Даже фестивальные службы присоединились к акции протеста. А выступали люди против снижения зарплат, пенсий, повышения налогов. Они дружно вышли на городскую набережную, чтобы выразить свое мнение. При этом в центре, у кинотеатров, где проходили показы, народ гулял, сидел в кафе и ресторанах. Глядя на праздничную толпу и не подумаешь, что в Греции – кризис. Правда, там и кофе там стоит чуть больше 1 евро.

Просмотры проходили и в порту, где разместился фестивальный центр, в бывших рыбных складах. Вот пример, эффективного использования территории – экзотично и стильно, свой микромир.

Жюри возглавляла независимый французский продюсер Мишель Рэй-Гаврас — жена и соратница прославленного французского режиссера греческого происхождения Коста-Гавраса. Она продюсирует и его фильмы. В жюри также работали: знаменитый румынский кинорежиссёр и сценарист Корнелиу Порумбойю, американский кинокритик Джей Вайсберг, французский продюсер Элиз Заландо, греческий писатель и сценарист Эвтимис Филиппу.

Почетные гости фестиваля — французский кинорежиссер Арно Деплешен и румынский режиссер Мирча Данелюк. Открывала фестиваль немецкая картина «Виктория» Себастьяна Шиппера, снятая одним кадром. Она рассказывает о молодой испанке, оказавшейся в Берлин, которая попала в водоворот обстоятельств, оказавшихся для нее роковыми. А закрывался фестиваль автобиографической картиной «Мои золотые годы» Арно Деплешена, как раз в злополучную субботу, после страшных событий в Париж. Люди были в шоке. Арно Деплешен юные годы провел в СССР, в Таджикистан. Помимо звезды французского кино Матье Амльрика, в картине снималась наша бывшая соотечественница Динара Друкарова, живущая в Париже.

Фестиваль оказывает ощутимую поддержку греческому кино. Оно разное по уровню. Есть патриархальные, тяжеловесные картины, а есть авангардные, авторов которых встречали криками, как это было с молодым режиссером Йоргоса Зойсом, снявшем фильм «Перерыв». Это постмодернисткая адаптация классической греческой трагедии. В один из вечеров в театре Афин публика, пришедшая на спектакль, оказывается втянутой игру. Обычные зрители выходят на сцену, чтобы пережить то, что переживали герои античной трагедии.

В основном конкурсе победу одержал фильм «Бараны» («Овцы») Гримура Хаконарсона из Исландии, который уже достаточно попутешествовал по другим фестивалям и наконец, нашел заслуженную награду – «Золотого Александра Тео Ангелопулоса». После ухода выдающегося греческого режиссера главной статуэтке присудили его имя. Два брата живут по соседству, но не разговаривают друг с другом сорок лет. Они работают на ферме, разводят овец. После того как выявлена эпидемия, и целое стадо надо уничтожить, вчерашние враги помогают друг другу.

Спецриз «Серебряный Александр» получила картина «Земля и тень» (Колумбия – Франция-Нидерланды –Чили - Бразилия) Цезаря Асеведо, опять-таки о фермерах. Диалогии минимальны, события развиваются медленно и мы наблюдаем за рабочими, возвращающимися после многих лет работы на плантациях в свои дома. «Бронзовый Александр» - у роуд-муви «Дорога в Ла Пас» (Аргентина-Нидерланды-Германия-Катар). Лучшая режиссерская работа – у мексиканца Гэбриела Рипштейна – «600 миль» с Тимом Ротом в главной роли. За лучший сценарий отметили победителя Венецианского кинофестиваля «Издалека» Лоренцо Вигаса. Фильм создан усилиями двух стран – Венесуэлы и Мексика А исполнителя главной роли в этой картине — чилийского актера Альфредо Кастро - наградили в Салониках за лучшую мужскую роль.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру