На «Черном квадрате» нашли отпечатки пальцев Малевича и уникальный рецепт

Новые результаты экспертизы: художник добился глубокого черного цвета, смешав три краски

19 ноября 2015 в 17:23, просмотров: 12309

Эксперты Третьяковской галереи впервые провели химический анализ иконы искусства ХХ века — картины Казимира Малевича «Черный квадрат». Результаты исследования опровергают популярную версию о том, что художник спонтанно создал произведение. Нет-нет, когда Малевич написал поверх цветного сюжета черный квадрат, это был вовсе не порыв. Об этом говорит использованный цвет, который мастер приготовил вручную. Чтобы добиться эффекта «черной бездны» он провел не один эксперимент, уверены эксперты.

На «Черном квадрате» нашли отпечатки пальцев Малевича и уникальный рецепт
фото: Мария Москвичева
Малевич в рентгеновских лучах.

Прежде технологическое исследование «Черного квадрата» делали лишь раз — в 1990-х годах. Но тогда у специалиста Третьяковки Мильды Витуриной возможности были ограничены — она пользовалась микроскопом и рентгеном. Теперь отдел научной эксперты ГТГ не только заново провел рентгеновские исследования на более современном оборудовании, но и сделал химический анализ на лазерном бесконтактном приборе (не требующем снятия проб). Находок оказалось немало.

Во-первых, напомним, удалось выяснить, что под черным слоем не одно, а два цветных изображения: первоначальная кубофутуристическую композиция и протосупрематическая сверху. Очевидно, у художника загрунтованные холсты были в дефиците и он брал уже использованные.

Во-вторых, на полотне нашли отпечатки пальцев Малевича. Их, кстати, и Виктурина замечала, она считала, что художник буквально «лепил» картину, и это версия подтверждается.

В-третьих, на белой поверхности «Квадрата» обнаружена надпись: «Битва негров в темной пещере». Именно так называется картина французского писателя, известного своими абсурдистными выходками, Альфонса Алле. Одним из самых известных его приколов стала серия монохромных картин с веселыми названиями: «Битва негров в пещере глубокой ночью» (полностью черный холст в раме), «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору» (белый), «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» (красный).

Малевичу было три года от роду, когда в Париже прошла такая премьера. Супрематист, пусть и не имел системного художественного образования, наверняка, знал об Алле и его экспериментах. Как выяснилось, уже после создания «Черного квадрата» Малевич написал название картины Алле на своем холсте. Почему?

— Надпись сделана сделана по-сухому карандашом, а значит, начертана на готовом произведение спустя определенное время после создания. Это надпись самоироничная, шутливая. Малевич, очевидно, не сразу осознал значение своей картины, ее масштаб, - считает старший научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Ирина Вакар.

Действительно, только спустя несколько лет после выставки «0,10» (19 декабря 1915 год — 17 января 1916 года), где состоялась премьера «Черного квадрата» , Малевич начал писать статьи, обосновывающие его идеи. Плотно занялся теорией уже в Витебске, где преподавал в художественном училище, - то есть с 1919 года.

Была, впрочем, версия, что название картины Алле мог написать на «Черном квадрате» один из первых зрителей, однако она потерпела крах. Дело в том, что на выставке «0,10» холст видел в «красном углу» и до него нельзя было дотянуться. А позже картину вечно вешали вверх ногами (говорят, заметив это, Малевич ни чуть не расстроился и даже не попросил перевесить), так что и тут сторонний человек не мог сделать надпись.

И наконец, самая интересная находка — многосоставный черный цвет. Как выразилась директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, в «Квадрате» Малевича есть «особенная глубина и бездна черного». Чтобы добиться такого матового цвета, эффекта «бездны», художник вручную смешал в определенных пропорциях три темных краски.

Черную железно-окисную краску — охру, черную органическую краску, которую мы определили как жженую кость, и арсенит меди, это темно-зеленая медная краска, - поясняет «МК» кандидат химических наук, заместитель заведующего отдела научной экспертизы Елена Любавская. - Чтобы добиться нужного цвета, он экспериментировал, искал соотношение. Допустим, если бы он использовал больше арсенита меди, то получился бы черно-зеленый квадрат. Значит, художник думал, готовился, работал сознательно, а не спонтанно.

- В других работах Малевича встречается такая смесь цветов?

- Пока сложно сказать — мало исследований. Но наши коллеги из Русского музея подтверждают, что Малевич использовал арсенит меди и жженую кость в работах, которые хранятся в их собрании. Может быть, это для него характерный прием, излюбленная краска. Это предстоит еще исследовать.

В ближайших планах у специалистов ГТГ — изучить «Портрет М. В. Матюшина» (1913). Также будет продолжено исследование его соседа по залу — легендарного «Черного квадрата». Исследователи уверены, что шедевр хранит еще немало тайн.




Партнеры