Ольга Дыховичная «станцевала» Набокова, но на сцену не вышла

Премьера спектакля «На себя/ От себя» - о человеке без дома

Актриса и сценарист Ольга Дыховичная в очередной раз удивила. Вместе с хореографом Татьяной Чижиковой она стала автором танцевального спектакля «На себя/ От себя» по мотивам произведений Владимира Набокова. В декабре состоялись первые показы.

Премьера спектакля «На себя/ От себя» - о  человеке  без дома
Фото предоставлено Ольгой Дыховичной

Все происходит в отеле, где остро ощущаешь временность происходящего. Как скажут авторы спектакля, здесь были до тебя, здесь будут и после. На короткий срок человек может стать тем, кем прежде не осмеливался быть. Возможно, по этой причине отели были настолько важны для Владимира Набокова. Именно в них и обитают его герои. Отель стал символом его собственного временного пристанища в годы эмиграции. Мы разговариваем с Ольгой Дыховичной о спектакле «На себя/От себя».

- Вы прямо-таки человек эпохи Возрождения — пробуете себя в самых разных сферах.

- Это тенденция нового времени. Люди теперь имеют возможность и дают себе право какие-то вещи испытать, а то и начать все с начала. В прошлом году я поступила в Британскую высшую школу дизайна, где изучала сценографию и театральный дизайн. Так мои интересы оказались связаны с театром. В рамках занятий, проходивших в этой школе, мы создали лабораторию современного танца. В мае появился наш первый проект, как результат коллаборация разных людей - художников, представителей видеоарта, танцовщиков, хореографов. Нас интересовало все, что связано с движением и новым его пониманием. Это одновременно и танец, и театр, поиски жеста, который может быть очень выразителен и не всегда требует хореографии. Важно его во время сделать и правильно на нем с акцентировать внимание. Такому подходу больше 70 лет. Но для нас он в какой-то степени новый. В Европе и Америке давно пробуют разные телесные практики, где сочетаются театр, танец, человеческая психология. Поэтому у нас и сложилась коллаборация с хореографом Татьяной Чижиковой, и мы вместе сделали спектакль, который для себя определили, как наши впечатлений от героев Набокова. Понятно, что это абстрактная вещь. Но если знать внутренние сюжеты, можно прочитать историю.

- И все же, в основе вашего спектакля - воссоздание духа Набокова или же его сюжеты?

- Есть сюжетные вещи. Место действия – отель. Изначально выбраны те герои, чьи истории проходили в гостиничных номерах. Для нас Набоков – человек без дома. Общеизвестный факт, что вся его жизнь проходила в отеле после потери дома. Он принципиально не искал нового жилья. Соответственно это герой, застрявший в безвременьи. Есть у Набокова сочинения, где много страсти и боли связано по сюжету с отелем — это «Смех в темноте», «Лолита». Его «Возвращение Чорба» рассказывает о том, как потерявший жену мужчина возвращается в тот отель, где прошла когда-то первая ночь с любимой женщиной. Он приглашает проститутку, чтобы почувствовать былое тепло, заполнить зияющую пустоту, возникшую после ухода жены. Мы выбрали несколько для нас важных и болевых точек, которые есть в набоковских сюжетах, и воссоздали отельный мир, где одни герои в одной и той же комнате сменяют других.

- Вы и режиссер этого действа в какой-то степени?

- Безусловно, мое соавторство есть. Татьяна Чижикова — автор очень пронзительной и искренней хореографии, отмеченной честным подходом к человеческому телу, которое может быть красивым и некрасивым. И это сделано сознательно. Я люблю такую философию движения, когда люди превращаются в танцовщиков, а потом снова возвращаются к привычному состоянию, становятся обычными людьми.

- Труппа у вас молодая?

- Ребятам, которые танцуют, - до 30. Тане Чижиковой – 30. Мне – 35. Можно сказать, что это взгляд поколения 30-летних.

- А вы выходите на сцену?

- Нет.

- Я бы не удивилась, если бы вы там появились. Питер Брук и другие режиссеры выводят в своих спектаклях, основанных на пластике и движении, актеров самого разного возраста.

- Может быть, когда-то я и решусь на этот шаг. А пока мое авторство - в подходе к сценографии, визуальных решениях, психологии, которая рождается вместе с героями. Я обожаю танец, как зритель. Мне было важно понять, из чего рождается этот мир.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру