Кто примерит «Золотую маску»

Два «Дяди Вани» против двух «Трех сестер», «Гамлета» и «Грозы» — кто победит

18 апреля 2017 в 18:48, просмотров: 3894

Сегодня Национальная театральная премия «Золотая маска» объявит своих победителей. 23-я по счету церемония пройдет в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Как ляжет карта? Кто окажется на коне, а кто под конем — станет известно только вечером. Однако обозреватели «МК», которые внимательно следили за спектаклями и событиями главной нацпремии российского театра, сделали свои предположения.

Кто примерит «Золотую маску»
фото: goldenmask.ru
«Гамлет» (БДТ, реж. Лев Додин.)

Но сначала о самой церемонии. На этот раз ее делает дамская пара — режиссер Нина Чусова и художница Ксения Перетрухина. Зная работы каждой из них, предсказать результат трудно, но то, что это гремучая смесь, — сомневаться не приходится. Как сообщила «МК» директор «Золотой маски» Мария Ревякина, церемонию рассчитывают провести максимум за 2,5 часа, и постараются не выходить за тайминг «Маски» прошлого года — 2.20, который всех примирил: утомиться не успели, а уж про художественную составляющую и говорить нечего — постановка Евгения Писарева оказалась чрезвычайно оригинальна. На этот раз вести церемонию будут молодые артисты — Сергей Епишев из Вахтанговского и Анна Чиповская, звезда «Табакерки».

— Самая длинная церемония за всю историю продолжалась у нас четыре часа, ее тогда ставил Дмитрий Черняков, — рассказывает «МК» Мария Ревякина. — Мы постараемся не затягивать, но тут многое зависит от тех, кто будет выходить на сцену и говорить слова.

Опасения директора вполне понятны — ведь 23-ю «Маску» с полным правом можно назвать рекордной за все годы ее существования: 290 номинантов — это не шутка. Для сравнения — в прошлом году их было 200, в предыдущие годы еще меньше.

— Под 300 номинантов — это не слишком ли?

— Это сложно для самой церемонии, но ведь это хорошо, когда замечают хорошие работы в России. Это важно для тех, кто работает в театре, не только в столице и больших городах, но и далеко от них. Когда-то Михаил Ульянов очень четко сформулировал суть «Маски»: «Это премия профессионалов — профессионалам», так оно и остается. В этом году у нас появились новые номинации — «драматург», «роль второго плана в драме» разделилась на лучшую у мужчин и женщин, появилась «роль второго плана в оперетте».

Что касается географии театров-участников, то она расширяется: шесть новых городов привезли свои спектакли. Ну кто, скажем, знает такой городок в России — Шарыпово в Красноярском крае? В нем всего-то 38 000 жителей, а вот театр есть, работает и вступает в конкурентную борьбу со столичными «монстрами».

Итак, кто имеет больше шансов примерить «Золотую маску-2017»? В драме (а в этом разделе всегда разгораются нешуточные страсти и заложена главная интрига) удивительным образом сошлись большая и малая форма — постановки сразу двух «Трех сестер» — одна из будущего (питерская Александринка, режиссер Андрий Жолдак), а вторая из страны глухих (новосибирский «Красный факел», режиссер Тимофей Кулябин). Новосибирские актеры играют Чехова на языке жестов, которые они специально учили. И сразу два «Дяди Вани» — из Воронежа (Камерный театр, режиссер Михаил Бычков) и из Норильска (Заполярный театр драмы им. Маяковского, режиссер Петр Шершевский).

Серьезным конкурентом им будет «Гамлет» в постановке Льва Додина (Малый драматический театр, Санкт-Петербург) и «Русский роман» из театра Маяковского (режиссер Миндаугас Карбаускис). Кстати у последнего больше всех номинаций, но не исключено, что вдруг как гром среди ясного неба всех поразит «Гроза» — постановка Андрея Могучего из БДТ. Надо помнить, что всякая премия, а уж тем более театральная, во многом — игра судьбы и случая.

Кукольный театр на этот раз особенно не поразил яркими постановками, но шансы есть у кукольников из Петрозаводска и Питера. Скажем, «Колино сочинение» еще и получило колоссальную зрительскую поддержку.

В музыкальном предположить итоги конкурса не очень сложно… И дело тут не в даре пророчества, а в понимании логики распределения премий, которая всегда зависит от состава жюри и желания раздать всем сестрам по серьгам. Правда, в данном случае «всех сестер» удовлетворить сложно в силу неоправданно длинных списков номинантов. Лучшей оперой, скорее всего, станет пермская «Травиата» Уилсона—Курентзиса. Пермь — город с сильными революционно-культурными интенциями. Роберт Уилсон — фигура культовая, про Курентзиса и говорить нечего — толпы фанатов и немыслимо дорогие билеты на выступления. Да и спектакль — даже если не понравится, то уж точно впечатлит. Самому Уилсону «Маску» дадут навряд ли. А дадут ее, пожалуй, Римасу Туминасу за «Катерину Измайлову» в Большом театре. Что касается дирижера, то, если не вручат Теодору (во-первых, сколько можно, а во-вторых, нынешний председатель жюри Сергей Стадлер может не одобрить подобное популистское решение), то, скорее всего, благосклонно оставят в провинции. Что же до певцов, то все шансы получить «Маску» у Надежды Бабинцевой за «Орлеанскую деву», хотя и Надежда Павлова в той же «Травиате» не может не произвести впечатления на жюри. Ну а в номинации «мюзикл» столкнутся два музыкально-политических гиганта — московское «Преступление и наказание» и питерский «Белый. Петербург». Что-то получат оба, и, скорее всего, в композиторской номинации может взять «Маску» Эдуард Артемьев.

Теперь балет и танец. Неоднократный лауреат премии «Золотая маска» хореограф Вячеслав Самодуров, судя по всему, будет бороться за национальную премию сам с собой. В шорт-листе его балеты «Ундина» композитора Хейнце в Большом театре и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, который он поставил в Екатеринбургском театре оперы и балета, главным балетмейстером которого он и является. Причем предпочтение жюри явно отдаст «Ромео и Джульетте», поскольку, во-первых, балет «Ундина» у него не очень получился, а во-вторых, Большой театр получил «Золотую маску» в прошлом году (за балет «Герой нашего времени»). По этой же причине очень мало шансов у балетов Большого театра голландских хореографов: «Совсем недолго вместе» Пола Лайтфута и Соль Леон и «Вариации на тему Франка Бриджа» голландского классика Ханса ван Манена, хотя эти работы премии достойны. И совсем мало шансов у балета Мариинского театра «Скрипичный концерт №2» хореографа Антона Пимонова, который не показали в Москве.




Партнеры