В Тель-Авиве открылся фестиваль лучших российских спектаклей

Царь Эдип и Гамлет не встретятся на мосту

19 мая 2017 в 17:13, просмотров: 3796

«Гешер» в переводе с иврита означает «мост». Именно так называется театральный фестиваль, который в четверг вечером открылся в Яффо, историческом квартале Тель-Авива, в театре с тем же названием. Гешер — одиннадцатый по счету — начался с «Царя Эдипа», совместной постановки театра им. Вахтангова и Национального театра Греции (Афины). Показ лучших российских спектаклей проходит в рамках российской национальной премии «Золотая маска» при поддержке Министерства культуры РФ. 

В Тель-Авиве открылся фестиваль лучших российских спектаклей
фото: Михаил Гутерман

В Яффо на площади перед театром — толпа, где русский язык мешается с ивритом. Как для соотечественников, которых в Израиле очень много, так и израильтян Вахтанговский — это бренд, на него охотно идут. К тому же это его четвертый приезд в Тель-Авив.

— Все спектакли, что шли у нас, сделаны Римасом Туминасом, который на сегодня является выдающимся режиссером не только в Литве и России, но в мировом масштабе, — подчеркнул накануне на пресс-конференции художественный лидер «Гешера» Евгений Арье, сам большой мастер.

Театральный мир очень тесен, что и доказывает цепочка, которую выстраивает Арье. «Эдип» — совместный проект Вахтанговского с Национальным театром Греции, которым сейчас руководит Стафис Левафинос, а тот когда-то был студентом последнего выпуска Арье в ГИТИСе и успешно как артист играл в Москве в культовом спектакле мастера «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

Погода в Тель-Авиве, не в пример московской, нежная: +26 с легким ветерком, температура воды соответствующая. Публика перед спектаклем слушает на улице музыку в исполнении квартета музыкантов и попивает национальный греческий напиток, приготовленный на основе водки и аниса — его здесь разливают перед входом в театр.

Великолепные декорации Адомаса Яцовскиса плыли в Израиль 45 суток морем, а костюмы по воде отправить не рискнули — привезли в девяти больших чемоданах, чтобы уже через 10 дней сыграть «Эдипа» в Москве.

За кулисами «Гешера» тесновато в его узких коридорах: здесь 36 вахтанговцев (артисты и цеховики), семь хористов из Афин. Надо сказать, что театр «Гешер» в своей далекой прежней жизни был обычным кинотеатром, поэтому здесь большой уютный зал на 850 мест, а остальные помещения приспособились к нему как могли: гримерки — под сценой, администрация — над залом, в фойе тоже не особо разгуляешься. Остается удивляться, как в таких стесненных условиях «Гешер» выпускает по 5-6 премьер в год, много ездит на гастроли (ближайшие — Платоновский фестиваль в Воронеже, Китай), играет спектакли в других городах, плюс фестиваль. Основанный Евгением Арье четверть века назад с группой московских артистов и учеников, «Гешер», без преувеличения можно сказать, стал гордостью Израиля.

— В этом году фестиваль все-таки другой, отличается от предыдущих масштабом — рассказывает мне гендиректор театра Елена Крейндлина. — Кроме лучших российских спектаклей у нас на этот раз много совместных работ с разными израильскими театрами. А в мае будущего года в Яффо, этом уникальном квартале Тель-Авива, мы хотим сделать фестиваль, который, я надеюсь, станет новым израильским Авиньоном.

За кулисами я наблюдаю интересную картину: четверо греков в черно-белых костюмах и черных же шляпах (они солисты хора), выстроившись, поколачивают друг друга по спинам кулаками и издают протяжные звуки.

— Зачем это? — спрашиваю.

— Так надо обязательно делать перед каждым спектаклем, чтобы голос зазвучал, — объясняет мне Янус, молодой артист, он неплохо говорит по-русски. — Еще есть такое упражнение для голоса: человек ложится на пол, вдыхает носом воздух и выдыхает, когда ему нажимают на спине здесь, потом здесь и почти у поясницы.

Янус демонстрирует упражнение для звукоусовершенствования на моей спине. Пробую подать голос. «Учитель» сердится: неправильно набираешь воздух, говорит, не ртом, а через нос.

Мимо проходит с совершенно отрешенным лицом, весь в белом, Виктор Добронравов: он уже не успешный молодой актер, выпускающий премьеру за премьерой, а древнегреческий царь, не знающий, какая страшная расплата уготовлена ему провидением за одну жестокую ошибку. Пока же он уверен в себе, силен и любим народом.

Несколько официальных слов произносят возле сцены гендиректор «Золотой маски» Мария Ревякина, директор министерства культуры и спорта Израиля Йоси Шараби и Елена Крейндлина. Спектакль начинается.

— Мы рассматриваем фестиваль «Гешер» прежде всего как культурный, а не коммерческий проект, — говорит Кирилл Крок. — Тель-Авив, пожалуй, единственный город мира, который театр Вахтангова посещает так регулярно. Мы уже привозили сюда «Дядю Ваню», «Евгения Онегина» и «Улыбнись нам господи». Теперь — «Эдипа».

«Царь Эдип» в Тель-Авиве пройдет три раза, но не встретится с «Гамлетом». Спектакль «Гамлет/Коллаж» в постановке великого канадского режиссера Робера Лепажа, с Евгением Мироновым, где артист играет 13 ролей, вслед за вахтанговцами покажет Театр наций, который прежде не был в Израиле. А до 3 июня в рамках «Гешера» с лекцией выступит уникальный искусствовед — почетный президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. Среди израильских же постановок интерес вызывает совместный проект театра «Гешер» и Тель-Авивского музея «Энди Уорхол — поп и арт».



    Партнеры