Сергей Безруков оказался просто прохожим

И открыл в Любимовке фестиваль губернских театров

Летний фестиваль губернских театров (Сезон Станиславского) открылся не где-нибудь, а в родовом гнезде Алексеевых — Любимовке, чью фамилию известных предпринимателей прославил Константин, известный всему миру как Станиславский. Именно здесь Сергей Безруков сыграл первый акт своей будущей премьеры «Вишневый сад». Правда, на этот раз МЧС не ошиблось — над последней чеховской пьесой пронесся ураган.

И открыл в Любимовке фестиваль губернских театров

Сергей Безруков мечется по усадьбе — от дома брата Станиславского к павильону, где Константин Сергеевич репетировал водевили, а от него — к белым шатрам, куда съезжаются важные гости. Например, жена губернатора Подмосковья с сопровождающими лицами, Нара Ширалиева (советник губернатора, куратор фестиваля). Максим Дунаевский, Сергей Филин, актер СТИ Женовача Алексей Вертков с Александрой Ребенок, актрисой МХТ, и другие. Но Безрукову некогда разводить политес — он худрук фестиваля губернских театров, который проводится впервые, и к тому же постановщик открытия. Никаких торжественно-пустых и не особенно кому нужных речей не хочет — только «Вишневый сад», первый акт.

Надо сказать, что подмосковная Любимовка была свидетелем репетиций будущих шедевров и Петра Фоменко, и Эймунтаса Някрошюса. В память о своем присутствии мэтры посадили вишневые деревца, которые уже подросли. Някрошюс работал как раз над «Вишневым садом», но выпускал его не в Любимовке. Так что «Вишневый сад» здесь играется впервые. Безруков волнуется, посматривает на небо, где голубизну медленно, но неотвратимо заволакивают тучи.

Впрочем, пока еще все спокойно в природе, и гости осматривают выставку костюмов, которые в Любимовку привез музей МХТ им. Чехова. Но вот час пробил, всех приглашают к двухэтажному деревянному дому, известному как дом брата Станиславского. Зрителей рассаживают напротив парадного входа на трибуны, с этой точки отлично видно, как на втором этаже какая-то барышня протирает стекла, а молодой господин в хорошем костюме на веранде читает газету, но не внимательно так, тревожно. Лопахин и Дуняша ждут господ.

Пленэр — это то, что так не хватает театру. Посади Лопахина с Дуняшей, ожидающих господ, в черную коробку театра, совсем другое впечатление будет. А здесь… деревья вишневые в цвету (конечно, цветение бутафорское), птицы летают по-настоящему. Налетающий ветер вносит тревогу и смятение в душу. И голоса, не сдерживаемые никакими стенами:

— Едут! Едут!

И к усадьбе подъезжают две повозки, запряженные настоящими лошадьми. Старый Фирс бросается: «Барыня моя приехала». И барынька под зонтиком милостиво сходит на родную землю. Раневскую играет Карина Андоленко.

Чехов — по тексту, заявленный эскиз первого акта выглядит вполне законченным, отрепетированным, но пространство, природа придают работе свободу и необьяснимое обаяние. Лопахина играет Антон Хабаров, и именно по его игре понятна концепция будущей постановки. Понятно, что режиссер Сергей Безруков предпочитает традиционный по форме подход к чеховской пьесе, но экспрессивный по внутренней энергии и чувствам, что сделает спектакль живым и подлинным.

И тут начинается дождь. Крупные капли почему-то медленно и тяжело падают на зрителей, на мебель, расставленную справа от дома. И видно, как не занятые артисты уже мечутся с целлофаном, накрывают диван, кресло, бильярдный стол. Предусмотрительные зрители достают зонтики, но таких немного. Но то ли сильный ветер, то ли благосклонность прежнего хозяина Любимовки, но дождь через три минуты точно сдуло. А тут пьеса переходит в бродилку по «Вишневому саду».

Сначала публика отправляется вслед за Фирсом посмотреть вишневые посадки — их в разное время сделали великие мира театра, как-то: Боб Уилсон, Тадаши Сузуки, Марк Захаров, Петр Фоменко и другие. Выслушав рецепты приготовления вишни в старые времена («В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили..»), на заднем дворе всех поят чаем с пирогами, и главное — вишневым вареньем. Ну а напоследок у бильярдного стола объясняют, что означает фраза Гаева «желтого в середину», и вообще, что это за игра — бильярд.

Лопахин представляет план, как спасти вишневый сад от долгов, даже убегает в его глубину, чтобы оттуда прокричать: «Надо разбить на дачные участки», но не был услышан, как и написано у Чехова. Наяривает небольшой еврейский оркестрик, звука упавшей бадьи нет, но появляется прохожий, которому Раневская пожертвовала золотой за неимением серебра. В роли этого самого прохожего убедительно выступает сам Сергей Безруков. Впрочем, его персонаж с чеховского текста («Брат мой...) тут же переходит к сегодняшнему дню и объявляет Первый фестиваль губернских театров открытым.

Посадка деревьев, салют... И вот тут грянул гром и полило как из ведра.

— Ну и повезло нам, — говорит Сергей Безруков. — Когда я сюда приехал первый раз, то подумал, что грешно было бы не сыграть там, где родился замысел этой потрясающей пьесы. Я просто влюбился в это место. И все как будто сошлось — та самая веранда, где ждут приезда Раневской, и деревья эти — все живое. Никаких декораций не надо. И Лопахин, когда показывает в сторону реки Клязьмы, сам же потом поправляется: «Нет, Клязьма там».

Фестиваль Сергея Безрукова продлится до 7 июля. Четыре спектакля из Петербурга, Казани, Петрозаводска и Севастополя будут сыграны в Губернском театре в Кузьминках. А творческие мастерские для молодых режиссеров, актеров, директоров театров, театроведов и критиков в Любимовке проведут Эймунтас Някрошюс, Алексей Бартошевич, Александр Журавский, Кирилл Крок, Юрий Бутусов, Ольга Егошина, Григорий Заславский.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру