Светлана Сурганова: «Глубоко пацифистский альбом» в немирное время

«ЗД» поговорила с артисткой об актуальном

12 октября 2017 в 17:35, просмотров: 3413

Только что вышедшая пластинка «Сургановой и Оркестра» с говорящим названием «К слову Жизнь» — история со свежим дыханием. Оставаясь узнаваемой, музыка группы здесь звучит по-новому. Вместе с глубиной и осмысленностью в ней есть воздух и легкость. Даже выбирая какие-то песни из прошлого, Сурганова вместе со своими музыкантами смогла показать их под другим, любопытным углом. В интервью певица рассказала про свой главный импульс, острую социально-психологическую песню «Девочка-мальчик» и нестандартные звуковые эксперименты, осуществленные с помощью подручных средств.

Светлана Сурганова: «Глубоко пацифистский альбом» в немирное время
Фото: пресс-служба артистки

- Светлана, вы назвали новую работу EP. Почему? На мой взгляд, это полноценный альбом — и по количеству композиций, и по наполненности....

- Назвать эту работу в полном смысле альбомом нельзя. Туда вошло только 6 новых композиций (5 песен и 1 инструментальная), а 5 мы просто реинкарнировали — не удержались, опять взялись за старое, переосмыслили, переаранжировали и подали под другим музыкальным соусом. Они при этом стали совершенно по-другому слышаться, приобрели новый смысл. Мы все время в процессе работы над саундом продолжаем экспериментировать над студийным звучанием, и на данный момент, мне кажется, это самая правильная по звуку работа.

- Расскажете про эксперименты подробнее?

- Очень интересно складывалась работа. Некоторые треки были придуманы в «походных условиях». Сейчас техника и приложения позволяют фактически делать студийный саунд на ходу — хоть в салоне самолета. Наш музыкант и автор многих композиций Денис Сусин благодаря таким приложениям создавал звук, который почти без изменений вошел в студийную запись. В этой работе мы поэкспериментировали над вокальной подачей. Вокал звучит по-другому, более выпукло и объемно. Я думаю, наши слушатели это отметят, и им понравится. В этом большую роль сыграл Марк Лихтер. Потрясающий профессионал, удивительно тонкий, «легкий» и быстрый специалист. У него рождались очень нестандартные решения и идеи по звукоизвлечению. Шуршание рукавами куртки, проведение смычком по гитарным струнам, стаккато смычком по гитарной деке, пропевание вокализов в деку гитары — это все его идеи, мы все это использовали, что создало интересные спецэффекты. Это все создает определенное настроение, неповторимую магию, шаманство, загадочность. Очень нам удались в этом смысле ремейки песен «Предчувствие С» и «Сохрани мою тень», мне бы хотелось еще поработать в такой эмбиентной стилистике. Были великолепные аранжировочные дополнения от Михаила Тебенькова, прекрасные фортепианные партии и гармонические решения от Никиты Межевича, авторские идеи и потрясающий гитарный саунд от Дениса Сусина, драйвовые гитары Валерия Тхая, интересные ритмические решения от Сергея Соколова. Чудесная, на мой взгляд, получилась коллективная работа.

- «По ту сторону» — исключительно инструментальная история. Это первый подобный опыт, когда вы выпускаете в альбоме инструментальную вещь без вокала, если я не ошибаюсь?

- Не совсем так, в альбоме «#МируМир» тоже звучит Интро. Фактически к каждой концертной программе мы придумываем свое новое Интро, поэтому инструментальная история для нас — это не первый опыт. Есть треки, где я на инструментальную музыку читаю стихи: «Девочка-генерал», «Рейс 612», стихотворение «Сердце». Парни в концертной истории очень часто делают великолепные импровизационные музыкальные вставки: например, когда мне вручают цветы или я общаюсь с поклонниками. Любые паузы в живом концерте они заполняют импровизациями, рождающимися прямо на сцене композициями. Они фактически не повторяются. Нельзя это назвать для нас чем-то необычным, мы планировали даже выпустить целый альбом «инструментала».

- Каков главный импульс пластинки?

- Воспевание жизни, ее уникальности в общепланетарном, космическом и вселенском масштабе. Это песни о том, как порой мы перестаем ее ценить и видеть. Хочется сохранить мир и жизнь. Это глубоко пацифистский альбом.

- Из каких наблюдений и переживаний родилась песня «Девочка-мальчик»? Это больше психологическая или социальная история?

- Это и психологическая, и социальная история. Текст принадлежит питерскому поэту Ирине Фаренбрух. Человек писал этот текст с абсолютным знанием дела. Дочка Ирины в какой-то момент взросления начала одеваться и вести себя в мальчиковой стилистике, и это маму очень беспокоило. Ирине казалось, что девочка — по крайней мере в нашей стране — с такими данными, с таким поведением не сможет найти понимания, отклика в обществе и будет социальным изгоем. Поэтому и появился такой текст. Мне эта тема очень понятна, и я решила песенно поддержать ее. Если мамы пишут о своих дочках такие стихи, значит, такие проблемы существуют в социуме. Нашему обществу действительно не хватает более лояльного отношение к «не таким, как все». И хотелось бы эмоционально и морально поддержать этих девочек, девушек, которые себя не совсем уютно в этом социуме чувствуют. Мы хотели сказать в этой песне, что каждый имеет право оставаться самим собой — с его внешними данными, мыслями, мировоззрением, стилем одежды. Мы призываем в этой песне к толерантности, лояльности и индивидуализации самовыражения.



Партнеры