1. Гоша Острецов, «Война миров» (1994 г.).
— Эта работа Гоши Острецова была создана к ярмарке «Арт-Москва». На ней были собраны все громкие персонажи нашей арт-сцены: галеристы Айдан Салахова, Владимир Овчаренко, я. Это было время, когда Катя Деготь в коммерсанте писала «поэт — Пушкин, фрукт — яблоко, галерист — Гельман». Здесь на фото лишь фрагмент. По большому счету это была реакция художника на рынок и на новую для того времени фигуру галериста, протест — не протест, но несогласие с тем, что «деньги решают все».
2. Без названия, Арсен Сапвадов и Георгий Сенченко (1992 г.).
— Нью-йоркский галерист, выставлявший эту и другие работы Сапвадова и Сенченко, закрыл галерею и исчез с радаров. Абсолютно странная была история. Точнее, в то время — обычная. Галерист был явно не вор, но и работы были невероятные, Сапвадов и Сенченко — главные в то время и самые успешные украинские художники. Поэтому мы не махнули рукой, я полетел в Нью-Йорк. Два месяца там провел, нашел работы, за эти два месяца познакомился и начал сотрудничать с галереями. В целом та поездка мне много дала в понимании работы художественной среды.
3. Ербол Мельдибеков «Гаттамелата в шкуре Чингисхана» (1999 г.)
— Ербол Мельдибеков, когда мы выставляли его впервые в Берлине, надел на себя ярмо раба и ходил по «Арт-Берлину», подставляя всем свое лицо для битья. Он считал, что европейцы все равно видят в азиате два качества: «жестокость» и «покорность», так Ербол сознательно добавил им уверенности в своей правоте.
4. «Новые русские деньги». Елена Китаева, Леонид Парфенов, Марат Гельман (1996 г.)
— Когда мы сделали проект Елены Китаевой и Леонида Парфенова «Новые русские деньги», то убрали лишние нули, это еще до деноминации было. И деньги были настолько убедительны, что Дубинин, тогда директор Центробанка, организовал специальную пресс-конференцию — мол, мы ничего Гельману не заказывали, деноминации не будет. Реально рубль пошатнулся.
5. Илья и Эмилия Кабаковы «Игра в теннис» (1996 г.)
— Это работа Ильи и Эмилии Кабаковых. В телевизорах Илья и Борис Гройс (философ, критик, теоретик современного искусства. — М.М.) играют в теннис и разговаривают об искусстве, о связи мира искусства и мира зверей. Такая игра ума, а на школьных досках — некое саммери этого разговора. Одна доска — один сет. На фото — эта инсталляция в Перми, в здании Речного вокзала. К сожалению, перспективы пространства для музея в Перми непонятны, а искусство надо показывать. Особенно это магическое пространство, внутри которого чувствуешь себя третьим собеседником двух умнейших людей из тех, кого я знаю лично. Так что Пермь эту работу потеряла, а Третьяковка получила.