Цыпленок жареный и вечная звездность для Андерсена

Фантастическому подводному миру противопоставлен в балете мир людей

“В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков” — так начинается всем знакомая с детства сказка “Русалочка”. С этих слов, написанных на заднике сцены, начинается и спектакль одного из самых значительных хореографов современности Джона Ноймайера.

Фантастическому подводному миру противопоставлен в балете мир людей
Русалочка — Анна Хамзина, Принц — Семен Чудин. фото: Михаил Логвинов

Поставленный по заказу королевы Дании Маргрете II в Копенгагене к 200-летию великого сказочника, теперь он и в репертуаре Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко. Самая оригинальная находка хореографа — подводный мир, показанный в балете: лазурная морская глубь, разлитая повсюду на сцене, буквально засасывает в свой омут. Создается “морская стихия” с помощью света и традиций японского театра (но, кабуки): сложнейший грим у подводных персонажей и удивительные юбки-брюки, столь бесконечные, что могут изображать русалочьи хвосты и плавники — чудо дизайнерского искусства.

Фантастическому подводному миру противопоставлен в балете мир людей — плавучий современный суперлайнер, ведомый Принцем (Семен Чудин). Здесь матросня разухабисто танцует “цыпленка жареного”, а светское общество играет в гольф. Между миром людей и подводным царством разворачивается в спектакле основной конфликт. Мир, куда так стремилась попасть Русалочка (Анна Хамзина), окажется для нее неуютным и пошлым. Чтобы дать ей ноги, с нее заживо содрали русалочью кожу, и каждое движение теперь будет вызывать у нее нестерпимую боль. Пожертвовав ради любви к Принцу своим хвостом и завораживающим голосом (его в спектакле воспроизведет электронный инструмент терменвокс), на земле она сначала окажется в инвалидной коляске, а затем в закрытых помещениях будет испытывать приступы клаустрофобии, тоскуя по морским просторам. Остальное все точно так, как в сказке.

Филолог по первому образованию, Ноймайер окажется настолько скрупулезен, что сохранит даже незначительные детали: например, монастырь, в котором воспитывалась Принцесса (Наталья Сомова). Разве что морская ведьма станет Морским колдуном (Дмитрий Хамзин). Ну а главное — будет добавлена линия сказочника, названного в балете Поэтом (Дмитрий Романенко). Это и есть автобиографическая линия самого Андерсена — столь важная для постановщика. Спекталль оказался настоящим испытанием на профессиональность. Тем не менее и этот, уже второй после чеховской “Чайки” опыт работы Музыкального театра с великим хореографом артисты выдержали вполне достойно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру