Светлый праздник иудина дня

МХТ им. Чехова отметил открытие сезона показом спектакля в постановке венгерского режиссера Яноша Саса «Мастер и Маргарита»

Сбор труппы, который в театральных кругах давно иронично называют “иудиным днем”, состоялся сразу в трех театрах. И каких — МХТ в Камергерском, “Ленкоме” на Малой Дмитровке и Маяковке на Большой Никитской.

МХТ им. Чехова отметил открытие сезона показом спектакля в постановке венгерского режиссера Яноша Саса «Мастер и Маргарита»
Новый худрук Миндаугас Карбаускис.

Маяковка: мягкие руки

Сбор труппы в Театре Маяковского прошел точно по Некрасову: «После ссоры так пылко, так нежно возвращенье любви и участья». Под ссорой будем понимать «время лихолетья», как выразился актер Михаил Филиппов, «которое мы пережили достойно». Любовь и участие очень пылко вся труппа выражала в первую очередь друг к другу, к соратникам. Миндаугас Карбаускис, назначенный новым худруком с мая, ведет себя с труппой мягко, осторожно, если не сказать боязно. Очень заметно: в этом давно сложившемся коллективе он человек новый. Кажется, своей задачей Миндаугас поставил «не мешать».

— Какую линию руководства вы выбрали — мягкость или крепкую руку хозяина? — обратился «МК» к новому худруку.

— Стиль руководства должен быть демократическим. Мягким, но требовательным.

Карбаускис обратился к труппе, торжественно собравшейся в зале:

— Недавно мы потеряли великого актера Александра Лазарева. Как говорится, когда хочешь насмешить бога, скажи ему о своих планах. Хочется строить планы, но надо понимать, что любой из них может и не сбыться.

Михаил Филиппов и Игорь Костолевский. фото: Кирилл Искольдский

Это правда: отсутствие Александра Сергеевича очень ощущалось. Все вроде как всегда: актеры, цветы, поцелуи, поздравления «с началом!»... Светлана Немоляева, как всегда, прекрасна, вся в белом, светящаяся, но как никогда печальна. С ней рядом внучка Полина Лазарева, с этого сезона принятая в театр. Тут и Евгения Симонова, оживленная, бодрая, тут солидная два-сапога-пара Михаил Филиппов и Игорь Костолевский: сели вместе, поздравляли юбиляров вместе, и даже пиджаки у них оказались похожи. А юбиляров в этом году в театре полно. Главный — Михаил Петрович Зайцев, в течение долгих лет бессменный директор театра. В честь его 90-летия сбор труппы, собственно, превратился в поздравительный концерт.

Старейшая актриса театра Татьяна Карпова приехала в инвалидной коляске, но поднялась, чтобы приветствовать труппу. И пожелала она театру «творческого успеха, благополучия и любви друг к другу, к зрителю и к нашему руководству!» Шутку оценили по достоинству.

В планах Карбаускиса на новый сезон показать в сентябре «Шестеро любимых» по Арбузову и музкомедию «Амуры в снегу» по Фонвизину в постановке Екатерины Гранитовой. Спектакли переведены на основную сцену, поскольку сцена филиала закрыта на ремонт. Гранитова также занимается масштабной работой «Северная Одиссея». Основная премьера сезона — «Месяц в деревне» в постановке Александра Огарева с Евгенией Симоновой и Полиной Лазаревой. Уже идут репетиции пьесы Островского «Таланты и поклонники» в оформлении художника Сергея Бархина. В спектакле заняты звезды театра — Немоляева, Костолевский, Филиппов, Даниил Спиваковский и другие, но актрису на главную роль театру «одолжил» МХТ им. Чехова, ею стала Ирина Пегова. В новом сезоне предполагается вспомнить, что театр носит имя Маяковского: молодой режиссер Туфан Имамутдинов поставит трагедию «Владимир Маяковский», а Алексей Кузмин-Тарасов — спектакль по архивным воспоминаниям о поэте.

Твист: Юнона — ей-ей

«Ленком». В фойе на служебном входе как-то одиноко и сиротливо сидит Николай Караченцов. Он пришел чуть ли не первым, за полчаса. Из того, что говорит мне, понимаю, что жена ставит машину, а он ее ждет.

Появляется жена, Людмила Поргина: «Правда, Коля хорошо выглядит?» Да, Николай Петрович после лечения и отдыха посвежел. Уходит в зал. В оранжевом прикиде появился солнечный балетмейстер Владимир Васильев. Чуть позже — композитор Алексей Рыбников. Это только несведущие спросят: «К чему бы это?» А к тому, что «Юнона» — самый легендарный спектакль «Ленкома» — в этом году отметил 30-летие. Как показал финал сбора труппы, более оригинального поздравления спектакль-старик не видел. Но об этом позже.

Александр Збруев и Сергей Степанченко. фото: Александр Астафьев

Зал уже полон. Александр Збруев отлично выглядит и отпускает шуточки в адрес молодых актеров:

— Анна Андреевна! — кричит он через ряд артистке, только что зачисленной в труппу. — Запомните меня!

Саша Захарова, Дима Певцов, Маша Миронова, Витя Раков, не говоря уже о ветеранах, которых поздравили с разными сроками службы в театре. Марк Захаров краток, как всегда, с юмором. В первых строках сообщает о пополнении в актерских семьях: Олеся Железняк и Геннадий Козлов (не муж и жена) имеют теперь по трое детей в своих семьях.

Поднимает и благодарит за работу на «Юноне» Владимира Васильева, Алексея Рыбникова и в лице Зои Богуславской — Андрея Вознесенского, автора бессмертной «Юноны». Я думаю: «Почему же он не вспоминает Караченцова — первого и главного исполнителя роли графа Резанова?» Николай Петрович сидит рядом со мной. А Захаров рассказывает уже про планы: в сентябре Глеб Панфилов начнет репетицию французского водевиля. «Я сам размышляю, но свои планы озвучивать не буду. Мы будем привлекать молодых режиссеров, и, возможно, весной к нам приедут французские постановщики».

Пауза. И тут Марк Захаров, обращаясь к залу, говорит, что среди нас присутствует человек-легенда. Он мог бы не продолжать, потому что уже начались аплодисменты — все поняли, что речь идет, конечно же, о Николае Караченцове. Ему долго-долго аплодировали, а он неловко кланялся.

А под занавес актер Иван Агапов буквально поразил собравшихся статистикой «Юноны» и «Авось». А именно: за 30 лет было сыграно 1186 спектаклей, что можно перевести в юноно-часы (2100). За 30 лет, что идет «Юнона», страна сменила одно название, семь лидеров, а Москва — четырех мэров. Молодые актеры пропели, но не лирическо-романтическую «Аллилуйю», которую обычно поют здесь на сборе коллектива, а свою версию, смонтированную из «Бременских музыкантов» и «Юноны». Получилось неожиданно остроумно, ярко, со здоровым цинизмом.

Я мечтал быть артистом в красивом костюме,

Авантюра не удалась.

За зарплату спасибо.

Бурные аплодисменты. Но всеобщую радость погасил Захаров, который вежливо попросил очень хорошо в этот вечер сыграть «Пер Гюнта», самую яркую премьеру минувшего сезона.

Табакову подарили Табакова

А между тем во МХТ им. Чехова, куда я на скорости перебегаю из «Ленкома», уже начался сбор. Влетаю на словах Табакова:

— Театр жил и обновлялся всегда этим способом, как никакой другой театр в стране.

Это он о созданной седьмой студии МХТ, которой теперь будет руководить Кирилл Серебренников. Он же стал помощником по художественной части у Табакова.

Марина Зудина с дочкой Машей. фото: Александр Астафьев

— А сколько студий было до этого? — спрашивает меня сидящая рядом Рената Литвинова. Как всегда, элегантна. Приглашает на свой спектакль «Шага», поставленный в МХТ французским режиссером.

А в это время Олег Павлович продолжает оглашать планы, переходя на немецкий язык, что означает постановку «Новые страдания юного В.» — парафраз на «Страдания молодого Вертера», которую осуществит молодой режиссер, заметно засветившийся в опере, Василий Бархатов. А сам Серебренников будет ставить «Зойкину квартиру» по Булгакову. Марина Брусникина, давно освоившая Малую сцену, выпускает на ней «Письмовник», по Михаилу Шишкину. И в репертуаре появится детская сказка «Белоснежка и семь гномов», когда-то гремевшая в «Современнике».

Атмосфера бодрящая. Табаков шутит, актеры парируют из зала. Когда он рассказывает про долгожданное открытие филиала на проспекте Андропова, Наталья Тенякова из зала спрашивает его: «А проспект-то переименуют или как-то...» — «Боюсь, Наташа, или как-то».

Представил шесть новобранцев, три из которых оказались девушки с одним именем Яна. В разделе «О грустном» упомянул о нарушителях контрактной системы и, не называя фамилий, огласил число уволенных по этой причине — три актера.

Труппа не могла пройти мимо дня рождения своего шефа. Подарок спрятали в ложе. Когда отодвинули шторку, даже Табаков ахнул: в правительственной ложе стоял в полный рост сам Олег Павлович Табаков в роли Чиголотти в фильме «Король-олень». На голове — шляпа с пером, на плече — попугай. На глаз трудно было определить, из какого материала изготовлен народный артист СССР, но мастерство художницы Маклаковой зрители оценили аплодисментами.

Скульптуру Табакова поместили в правительственную ложу. фото: Александр Астафьев

Но на этой оптимистической ноте сбор не закончился, Табаков попросил вынести презент, который он получил, будучи на гастролях в Кемерове. Внесли металлическую блестящую каску, и Табаков тут же надел ее.

— Когда мне ее вручал губернатор, то тихо сказал: «Олег, это серебро». Так что, видите, в каком благополучии мы встречаем новый сезон. Говорят, что этого серебра хватит на четыре челюсти.

Театр отметил открытие сезона показом спектакля в постановке венгерского режиссера Яноша Саса «Мастер и Маргарита».

Материалы по теме: "Сбор труппы превратили в Табаков-шоу"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру