Сеть или не сеть?

18 января в СМИ со ссылкой на источник в мэрии Москвы появились сведения о намерении создания виртуальной нотной библиотеки

Казалось бы, дело во всех смыслах нужное и благое, ибо «в бумаге» нот издается крайне мало, а уж молодым современным композиторам путь «в бумагу» и вовсе заказан. Но «МК» узнал о серьезных «подводных камнях» виртуализации, преодолеть которые не так просто.

18 января в СМИ со ссылкой на источник в мэрии Москвы появились сведения о намерении создания виртуальной нотной библиотеки

И дело тут не только в авторском праве (заканчивающемся спустя 70 лет со дня смерти конкретного композитора). Дело и в интеллектуальном праве самого издательства, выпускающего ноты «в бумаге». Так, «МК» консультирует Марк Зильберквит, президент музыкальных издательств «Музыка» и «П.Юргенсон»:

— Я считаю категорически противозаконным то, что делает, например, г-н Тараканов (основатель самого популярного в сети нотного архива. — Я.С.). И если создание виртуальной библиотеки пойдет по этому же пути — это абсолютно незаконные вещи. И дело не только в Шостаковиче, Рахманинове etc., выкладывание которых в Сети есть просто чистое воровство у их наследников или фондов-правообладателей. Но даже если тот же Тараканов выставляет Баха или Чайковского: он берет издание, копирует, хотя там аккумулирован труд редакторов, верстальщиков — это продукт издательства!

— А как догадаться, откуда при сканировании взят нотный текст?

— Это легко установить. При советской власти существовало не десять издательств, а лишь два — «Музыка» и «Композитор». Есть верстка, особые шрифты... Или такая деталь: в том или ином нотном тексте проскальзывали чисто издательские ошибки. И при оцифровке они так и остались! Так что создание виртуальной библиотеки — это абсолютно нелегальная вещь, хотя и идущая под флагом общедоступности.

— За это можно засудить?

— Если серьезно за это взяться, то суд мог бы это квалифицировать как заимствование.

Тут же звоним Борису Тараканову, основателю виртуального нотного архива:

— Я как кость в горле всем этим издательствам, ведь у меня можно скачать то, что они продают за деньги. Но дело в том, что тиражи у них ничтожные, а кроме того молодому автору издать партитуру с голосами инструментов — это что-то из области фантастики. Поэтому мне близка, скажем, политика Веры Таривердиевой, которая почти всё собрание сочинений мужа, Микаэла, передала в мой архив... Или такой вам пример: я в букинистическом магазине купил книжку более чем 100-летней давности давно несуществующего издательства, печатавшего романсы. Вопрос: почему я не имею права оцифровать ее как есть и выложить в сеть? Чьи права я нарушаю?

По слухам, виртуальную нотную библиотеку хотели «начать» с оцифрованных фондов известной реальной нотной библиотеки № 19 им. Юргенсона, что на Таганке, но тамошняя заведующая Наталья Михина настроена скептически:

— А что тогда останется нам? Люди совсем в библиотеку перестанут ходить. А так они могут прийти, найти в компьютере оцифрованные ноты, сесть за инструмент и сыграть...

Некий скепсис мы услышали и в словах Павла Пристенского, начальника досуговой деятельности Департамента культуры Москвы:

— О намерениях оцифровать максимальное количество книг и нот я знаю, но о практических шагах пока не в курсе. Намерение благое: почитал в Интернете и побежал. Но, во-первых, эту услугу сдерживает закон об авторских правах, а во-вторых, денежка: дело-то недешевое!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру