Театр Гоголя на краю гибели

За худруком Сергеем Яшиным может уйти вся труппа

Громом среди ясного неба стала отставка худрука Театра им. Гоголя Сергея Яшина, руководившего коллективом с 1987 года. Но если в случае с Олегом Меньшиковым и его недавним приходом на Театр им. Ермоловой договоренность подразумевала, что в каком-то качестве прежний худрук г-н Андреев там останется (как актер, например), то в случае с Яшиным бессрочный договор прервали жестко. Означает это ровно следующее: в своем прежнем качестве Театр им. Гоголя прекращает своё существование. Новым художественным руководителем стал Кирилл Серебренников. Надо отметить, пока это самый радикальный по форме шаг Департамента культуры Москвы.

За худруком Сергеем Яшиным может уйти вся труппа
Сергей Яшин

Первым делом звоним самому Сергею Ивановичу:

— Видите, как всё развернулось... Слухи давно ходили. И неслучайно. Чего ж... новые люди, новое время, новые веяния. Раз — и всё. А то, что было до этого 25 лет, — да никого не интересует.

— Вы совсем-совсем уходите из театра?

— Конечно. А меня просто уволили. Комитет по культуре прервал договор... бессрочный. Была там пометка: учредитель вправе расторгнуть в единоличном порядке без объяснения причин. А кто будет вместо — мне не докладывали. Артисты, конечно...

— Удручены.

— Да не удручены, они в ужасе, в шоке!

— И что предполагаете делать дальше?

— Что делать... пакую вещи.

...Однако в полдень Сергей Яшин встретился с труппой, где и разъяснил своим актерам статус-кво. Не надо быть прозорливыми, чтобы понять, что большая часть их завтра останется без работы. Для «МК» ситуацию комментирует ведущая актриса театра Светлана Брагарник:

— Светлана Михайловна, что сейчас происходит в театре?

— Мнение труппы такое: мы воз-му-ще-ны! Без предупреждения, без видимого повода. Нам дали спокойно открыться, было собрание труппы, Сергей Иванович рассказал свои планы, мы были полны надежд... и вдруг такое на следующий же день! Вероломное нападение. Актеры не расходятся, все орут, все в предынфарктном состоянии, мы как умеем пишем сейчас письмо в Департамент культуры, хотя юридически не образованны... все вообще думают, что это захват здания, честное слово.

— Придет к вам Кирилл Серебренников...

— Я знаю. Но почему сегодня никто к нам не пришел, ничего не сказал? Что нам делать? Играть — не играть? Кто следит за порядком? Сегодня придут зрители! Это кощунство и безобразие, которое я до этого только по телевизору видела. А вот и на нас обрушилась эта страшная секира!.. Ну хотя бы придите, объясните причины, если вы считаете, что мы чему-то там не соответствуем. Вроде билеты покупают, зрители приходят, хлопают, цветы дарят, что не так? Кошмар.

Действительно — что не так? Некоторые ответы предлагает сама театральная ситуация: появление экспериментальных площадок и режиссеров, вызревание новых коллективов, логичная ротация кадров и смена театральных формаций, словом, вообще новое в театре. Вместе с Кириллом Серебренниковым в театр приходит новый директор — экс-директор «Школы драматического искусства» Алексей Малобродский. Наверное, основные претензии, которые можно высказать к принятому решению, — его неожиданность. Хотя театр будет работать в прежнем режиме еще два месяца, поскольку на спектакли продано некоторое количество билетов. Комментирует заместитель руководителя Департамента культуры Евгения Шерменева.

— Переговоры были трудными, но мы пришли ко взаимному согласию. Мы надеемся, что встряска, которая так давно была нужна театру, сейчас пойдет всем на пользу. Театр должен работать так, чтобы был виден результат работы. За ближайшие два месяца новый директор должен будет предоставить реальный анализ того, что происходит в театре. Нам приходит отчетность, но реальное состояние дел, как мы уже понимаем из опыта изменений в руководящем составе учреждений культуры, можно оценить только изнутри. Пока мы понимаем из представленной отчетности, что билеты в зал на 700 мест продаются как в зале на 120. Мы приглашали Сергея Яшина прошлой зимой на встречу на «Платформе», где говорили о многом, о необходимости меняться. Поэтому мы считаем, что он был предупрежден.

— Выбор, павший на Кирилла Серебренникова, окончателен?

— Да. Это будет его основное место работы, в остальных проектах он останется на контрактах. Кроме того, мы думаем сделать площадку экспериментальной, независимой резиденцией, где смогут показать свою работу коллективы, уже доказавшие свою состоятельность.

— Что будет с труппой и административной частью коллектива? Там много пожилых людей, привыкших к своему руководителю.

— Люди, конечно, будут переживать. Это сложный вопрос. Но Правительство России дало нам задание: в экспериментальном порядке менять систему трудовых отношений, переводить на контракты, и это касается не только Театра Гоголя. Вопрос назрел давно. Все говорят, государство выделяет на культуру недостаточно средств. С одной стороны, это правда, но с другой — это лукавство. Деньги расходуются неэффективно. Мы будем работать, опираясь на то, что имеем, и создавать новые системы взаимоотношений в культурной деятельности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру