Вторая жизнь «Ударника»

Выставка номинантов премии Кандинского открыла новое арт-пространство

Кинотеатр «Ударник» еще не поменял лицо — его полномасштабная реконструкция и переформатирование в музей современного искусства начнется через год. А пока «Ударник» впервые явился публике в новом амплуа — в качестве новой выставочной площадки современного искусства. Здесь открылась выставка номинантов премии Кандинского — самой значительной (призовой фонд — 50 тысяч евро) негосударственной награды в области contemporary art. Как зазвучали работы 35 художников, попавших в лонг-лист премии, в непривычном для современного искусства пространстве, где сошлось несколько эпох, оценил «МК».

Выставка номинантов премии Кандинского открыла новое арт-пространство
Инсталляция Николая Полисского «Вселенский разум».

Легендарный кинотеатр, построенный архитектором Борисом Иофаном в 1931 году как часть Дома на набережной, переживал разные времена. В 1990-е годы на первом этаже разместился автосалон, а в 2000-е — казино. В 2010 году «Ударник» закрылся на реконструкцию, однако она так и не сдвинулась с места, а в начале этого года его взял в аренду глава фонда «АртХроника», устроитель премии Кандинского Шалва Бреус. Он обещает превратить здание в музей современного искусства с мощной культурной и образовательной программой.

— Сейчас идет подготовка к реконструкции: мы выбираем архитектурные бюро, инженерные и строительные компании. В течение следующего года «Ударник» будет открыт для публики, здесь будут проходить временные арт-проекты, и логично, что открывает их выставка номинантов премии Кандинского, — рассказывает Шалва Бреус.

Выставка номинантов премии Кандинского открыла новое арт-пространство

Выставка номинантов премии Кандинского открыла новое арт-пространство

Смотрите фотогалерею по теме

Но даже несмотря на то что до реконструкции еще далеко, «Ударник» выглядит совсем иначе. Да, на первом этаже все те же красные стены, дешевый декор, расписные колонны в духе ар-деко, сделанные в 2000-х, когда здесь размещалось казино... Но теперь до самого потолка возвышается «Вселенский разум» — часть деревянной инсталляции Николая Полисского. Ради нее в полу выпилили круглую дыру, так что инсталляцию установили на деревянное основание. «Это только одна мысль от „Вселенского разума“, который мы этим летом представили в Никола-Ленивце. И эта мысль наполнит новым смыслом это пространство», — говорит «МК» Николай Полисский. Напротив его инсталляции — огромный экран, на котором демонстрируется «Священная трилогия» арт-группы AES+F — трехчастный видеопроект, над которым художники работали около пяти лет и который совсем недавно с помпой представляли в Манеже.

Экспозиция продолжается на втором этаже. С остатками старого оформления — плакатов в стиле соцреализма — соседствуют инсталляции и арт-объекты. При входе в кинозал зрителей встречает мини-версия выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы», посвященной, в частности, неожиданному творчеству непрофессиональных авторов от советских времен до наших дней. Центральный объект проекта — шестиугольник, заполненный текстом манифеста оппозиционеров и фотографиями с митингов, — вмонтирован прямо в увесистую люстру.

— В этом пространстве, где наслаиваются несколько исторических эпох, работы современных художников получили другую жизнь. Некоторые авторы не узнавали свои работы, потому что привыкли работать в белых кубах, — признается куратор выставки Кирилл Светляков. — На самом деле от эстетики белого сейчас пытаются избавиться, потому что эта медицинская эстетика превращает в фантазм любой объект.

Сам кинозал заполнили белые миниатюрные фигурки, изображающие внутренних и внешних врагов, от Гриши Брускина. На свой проект «Время Ч» художник, живущий и работающий то в Москве, то в Нью-Йорке, потратил не один год. Инсталляцию перенесли в «Ударник» вместе с полукруглой выставочной платформой и установили на месте кресел.

Экран кинозала тоже не простаивает — на нем показывают видеоотчет о проекте «Пленэр». Проект состоялся 12.05 в 12.05. Тогда 18 художников пришли на набережную напротив Кремля, расставили белые холсты и начали писать белыми красками. «Рисование белым по белому — хорошая метафора пустотности, бессодержательности власти, постоянно ускользающей от ответственности за происходящее в стране», — уверены авторы.

На «минус первом» этаже подстроиться под особенности помещения было проще всего — пространство просто разделили белыми перегородками, а между ними выставили проекты. Тут и «Головы героев» от художника Дмитрия Цветкова — он уверен: важна не продолжительность жизни, а каждый ее момент, так что до старости жить не надо. И книги, заполненные землей или сшитые грубыми нитками, от Аслана Гайсумова — так автор рассказывает о войне, которую он знает не понаслышке, ему было три года, когда в родной ему Чечне началась война.

О художниках, которые вошли в лонг-лист, но отказались от участия в выставке (это Игорь Мухин и группа Electroboutique), никто так и не вспомнил. Так же, как и о предполагаемой причине их выхода из списка претендентов на премию. Дело в том, что Pussy Riot были выдвинуты на премию, но так и не попали в список номинантов.

Выставка будет работать вплоть до церемонии награждения победителей премии, которая пройдет в декабре.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру