Минкульт потратил 20 миллионов на «Крещение Христа»

Коллекция Пушкинского музея пополнилась полотном, которое в 2010-м стоило в три раза дешевле

В ГМИИ им. Пушкина знаковая презентация — экспозиция старых мастеров пополнилась масштабным (141 см х 202 см) полотном «Крещение Христа», написанным двумя маститыми авторами XVII века: фламандцами Хендриком ван Баленом и Яном Брейгелем Младшим (внуком знаменитого Питера Брейгеля). Приобретение обошлось Минкультуры РФ, которое специально выделило на него средства, в 20 млн руб. Интересно, что всего два года назад картину продали на аукционе Christie's за 7 млн руб. Почему выросла цена, в чем уникальность «Крещения Христа» и какими еще работами пополнился фонд ГМИИ им. Пушкина, узнал «МК».

Коллекция Пушкинского музея пополнилась полотном, которое в 2010-м стоило в три раза дешевле

Вокруг реки Иордан, больше похожей на ручей, — старцы, матери с детьми, ангелы... В центре — Христос, от его головы исходит легкое свечение, он опустил ноги в воду и закрыл глаза — принимает крещение от Иоанна. Фигуры окружают густые, детально прописанные леса. В этом вполне классическом для XVII века сюжете чувствуется кисть двух разных мастеров.

— Сначала Хендрик ван Бален определил композицию и написал фигуры, а потом Ян Брейгель Младший дополнил картину пейзажами. Прообразом картины послужила небольшая работа на медной основе Ханса Роттенхаммера, написанная в конце XVI века в Венеции. Она хранилась в коллекции отца Яна Брейгеля Младшего. Когда умер его отец, Ян Брейгель Бархатный, он вернулся из Италии в Антверпен и возглавил фамильную мастерскую. Ян Брейгель Бархатный давно работал с ван Баленом, потому Хендрик продолжил сотрудничать с сыном давнего партнера, несмотря на разницу в возрасте (24 года. — М.М.). Уникальность работы в ее масштабе, нестандартном для той эпохи, — рассказывает завотделом искусства старых мастеров Вадим Садков.

Именно он увидел эту работу на антикварном салоне в Москве и предложил приобрести ее в фонд музея. Как и полагается, подали заявку в Минкультуры, ее одобрили, и теперь картина красуется на стене зала старых мастеров. Прежде чем попасть в Пушкинский музей, полотно долгое время кочевало из одной британской коллекции в другую, пока ее в апреле 2010 года не выставили на аукцион Christie's. Ее купил коллекционер из России за 169,250 тыс. фунтов (около 7 млн руб.). Садков уверен, что коллекционер, как говорится, вовремя подсуетился — ведь именно тогда, в пору мирового экономического кризиса, цены на искусство сильно упали.

— В то время, когда рынок замер, многие наши коллекционеры приобрели ряд качественных работ за небольшие деньги, - говорит Садков. - Что картины — целые замки покупали за бесценок! Стоимость работы для музея зависела от многих факторов. Ведь владелец кроме 7 миллионов заплатил премию, оформил страховку, растаможил ее, плюс при продаже он должен был заплатить 13% подоходный налог. По уровню нынешних цен она могла бы стоить намного дороже.

«Крещение Христа» не единственное приобретение музея. За последнее время ГМИИ купил 13 произведений, на которые Минкультуры потратил десятки миллионов рублей. К тому же в фонд поступило немало произведений в дар от коллекционеров и авторов. Одних фотографий подарили около трехсот.

— В апреле того года на встрече музейщиков с президентом было решено усилить финансирование музейного фонда страны. Говорили о сумме миллиард рублей в год. Но сразу такую сумму выделить затруднительно. Где-то удалось сэкономить, и мы приобрели для музеев ряд качественных коллекций. Купили архив Алексея Ремизова в Париже для Литмузея и коллекцию монет для Новгородского музея, — рассказал «МК» замминистра культуры Андрей Бусыгин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру