Путешествие в безвременье

В субботу открывается выставка нонконформиста Алексея Новикова

17.10.2013 в 17:35, просмотров: 1673

Нонконформизм — андеграундное движение, вопреки всему родившееся в середине ХХ века в Советском Союзе, — сегодня снова в тренде .Сегодня художников той поры и их тихие творческие подвиги заново открыли искусствоведы. Одно из таких открытий — Алексей Новиков, чья персональная выставка «Красочные путешествия» открывается в субботу в Галерее на Чистых прудах.

Путешествие в безвременье
«Земля моя», 2007.

Алексей Новиков родился в 1931 году под Орлом — так что, прежде чем прийти к искусству, он еще мальчишкой прошел войну. Потом он служил на флоте матросом-подводником. А уже взрослым, сформировавшимся человеком Новиков закончил Училище изобразительных искусств в Кишиневе, а затем — Рижскую академию художеств. Это было в начале 60-х. Свою первую персональную выставку он сможет представить лишь в 1987 году.

В то время, когда Новиков писал разноцветные деревенские домики, круглолицых див, закутанных в платки, и поля, заполоненные стогами сена, официальное искусство рисовало светлое будущее и его строителей. Тогда властвовал соцреализм, фотографически изображавший партийных деятелей, и суровый стиль, увековечивающий ежедневные трудовые подвиги рабочих. Новиков же писал приземистые церквушки, босоногих крестьян и краснолицых гармонистов. Такие сюжеты были не нужны и даже вредны атеистическому государству. Впрочем, не нужно было и все авангардное искусство, на которое наложил табу еще Хрущев после посещения выставки к 30-летию МОСХа в 1961 году. Небольшое послабление «другому искусству» (как еще называют нонконформизм) дадут лишь после скандала с «бульдозерной выставкой» — через две недели после нее откроется вернисаж в Измайлове. Вольнее художники почувствуют себя в горбачевскую эпоху, а показывать все без опаски смогут лишь после распада СССР. Так будет и с Новиковым: в 1990-х его выставку (совместную с сыном) покажут в Третьяковской галерее, потом пройдет персоналка в Музее им. Щусева, а дальше — вернисажи в Сан-Франциско, Женеве, Дюссельдорфе, Кельне, Риме, Варшаве, Лондоне... А свое 80-летие (в 2012 году) художник отпразднует проектом в Цюрихе.

Только в новое время в его живописи увидят глубину и мужество, полет фантазии и родство с великими мастерами ХХ столетия. Написанные в нарочито примитивистском стиле, религиозные и сельские сюжеты Новикова близки к творчеству художников-эмигрантов. Герои Новикова парят в небесах — то же происходит с персонажами Шагала. Художника увлекают национальные мотивы — то же испытывает Гончарова. Его сельские домики будто сотканы из разноцветных геометрических фигур — в том чувствуется влияние сразу нескольких модернистских школ.

Даже странно, что у Алексея Новикова, моряка-подводника, нет и намека на воду — ни морей, ни озер, ни малюсеньких прудиков мы не находим на его холстах. Его море больше — это целый мир, в котором плавают его герои. Нет на картинах и никаких признаков технологичного ХХ века, ни единого намека на прогресс. Художник погружает зрителя в безвременье, где есть место всему привычно русскому. Мужики — в меховых ушанках, бабы — в валенках, кошки и собаки беззаботно носятся по двору, где какой-то крестьянин забивает свинью. Все эти сюжеты художник списывал с настоящих людей. Когда его сын Игорь в 1981 году поступил в Суриковское училище, Новиков стал частым гостем в Москве. А потом и вовсе перебрался в столицу — на Чистые пруды. Но несмотря на то, что обосновался в самом сердце Москвы — использовал каждую возможность, чтобы выехать за пределы города. Боровск, Клин, Тимоново, Сергиев Посад и, конечно, деревня Ивашково (дача мастера под Зарайском) — вот места, которые вдохновили Новикова. Та сельская Россия, которая была, есть и будет существовать и вдохновлять отечественных мастеров. В красочные путешествия по ней автор предлагает пуститься и нам — прямо в зале Галереи на Чистопрудном бульваре, 5/10, где его работы будут жить до начала ноября.



Партнеры