Наш лось в Берлине

Кинохроники со Светланой Хохряковой

6 февраля картиной «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона о краже полотен эпохи Возрождения открылся 64-й Берлинский кинофестиваль. Лучше картины не придумаешь для старта.

Кинохроники со Светланой Хохряковой
Уэс Андерсон.

В ней задействован звездный состав — Рэйф Файнс, Билл Мюррей, Джуд Лоу, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Леа Сейду, Тильда Суинтон, Харви Кейтель, Матье Амальрик. Словом, было кому украсить зимнюю дорожку Берлинале, которая всякий раз поражает бесстрашием актрис. Они появляются на ней в платьях с декольте и босоножках, даже если идет снег.

Тема украденных ценностей занимает кинематографистов всерьез. Вот и Джордж Клуни представит вне конкурса свой фильм «Охотники за сокровищами» о спасении похищенных нацистами произведений искусства в годы Второй мировой войны, где снялся сам и пригласил таких звезд, как Мэтт Дэймон, Жан Дюжарден, Кейт Бланшетт.

Жюри основного конкурса возглавил американский сценарист и продюсер Джеймс Шамус, многолетний соратник Энга Ли. Вместе они работали над такими картинами, как «Горбатая гора», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Штурмуя Вудсток». В судейскую коллегию вошел и французский кинорежиссер Мишель Гондри, который представит в Берлине экспериментальную анимационную ленту с вкраплением документальных кадров «Счастлив ли человек высокого роста?». Она расскажет об американском философе и лингвисте XX века Ноаме Хомском, предки которого происходят из Белоруссии. В составе жюри — любимый актер Вонга Кар-Вая Тони Люн, австрийский актер Кристоф Вальц, в последние годы ставший мировой звездой первого ряда благодаря лентам «Бесславные ублюдки» и «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино. Компанию им составили американская актриса и режиссер Грета Гервиг, известная по картинам «Милая Фрэнсис» и «Римские приключения», американский продюсер Барбара Брокколи, проявившая себя в бондиане, датская актриса и певица Трине Дюрхольм, снимавшаяся в дорогих киноманскому сердцу картинах «Мыло» и «Торжество», иранский режиссер Митрэ Фарахани, когда-то участвовавшая со своей короткометражкой на Берлинале и отмеченная здесь заветной статуэткой «Медведя».

Отсмотреть им предстоит 20 конкурсных картин. Три из них — из Китая. Богато представлена и Германия, причем не только своими фильмами, но и ко-продукцией с другими странами. В соревновании примет участие 91-летний французский классик Ален Рене с картиной «Любить, пить, петь» («Жизнь Райли»), перуанский режиссер Клаудия Льоса, завоевавшая «Золотого медведя» в 2009 году за фильм «Молоко скорби». На этот раз она представит картину «Кричи/летай», собравшую интернациональную команду актеров — Дженнифер Коннелли, Мелани Лоран, Киллиана Мерфи. В конкурсе участвуют греческая лента «Страты» Янниса Экономидеса, «Двое в городе» французского режиссера алжирского происхождения Рашида Бушареба с американским актером Форестом Уитакером, «Маленький дом» 81-летнего классика японского кино, автора «Сумрачного самурая» Едзи Ямады, норвежская картина «В порядке исчезновения» Ганса Петтера Моланда со Стелланом Скарсгардом в главной роли, американская лента «Отрочество» Ричарда Линклейтера с Патрицией Аркетт.

Русских игровых картин на Берлинале нет. Зато есть грузинские «Свидания вслепую» выпускника ВГИКа, ученика Марлена Хуциева Левана Когуашвили о 40-летнем учителе истории, переживающем нечто вроде кризиса среднего возраста. Вместе со своим другом он ходит на свидания со слепыми девушками. Говорят, что это весьма распространенная практика в современном Тбилиси. Картина переполнена постсоветскими рефлексиями, а ее герои — учителя — не могут найти себя в сложном мире — новые реалии выбили почву из-под ног. Русскую речь мы услышим в малобюджетной ленте из Казахстана «Нагима» Жанны Исабаевой. Она рассказывает о 18-летней детдомовке, начинающей самостоятельную жизнь и каким-то чудом выживающей в этом неуютном мире. Снята «Нагима» на фотоаппарат в 11-дневный срок группой в 12 человек. От Эстонии — лента «Открытый диапазон» талантливейшего режиссера Вейко Ыунпуу о журналисте и начинающем писателе, которого увольняют с работы.

Если год назад Россию представляли фильмы «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, «За Маркса…» Светланы Басковой и два мультфильма, то теперь единственная наша картина на фестивале — 16-минутный мультфильм «Мой личный лось» Леонида Шмелькова. Она о мальчике Мише, у которого есть мечта — встретить настоящего живого лося. Он как будто рядом, но почему-то все никак не удается его увидеть. Картина вошла в конкурс Generation, на котором представляют кино для детей, это своеобразный фестиваль в фестивале, ежегодно собирающий самобытную и сильную программу. В связи с таким дефицитом российского кино возникают упреки в адрес отборщика Берлинале, специализирующегося на восточноевропейском кино. Но разве дело в нем? Были год назад социально заточенные болевые фильмы, в первую очередь востребованные на Берлинале (такова уж его специфика), их и пригласили. Очевидно, ничего равного им в этом году не обнаружили. Следовало бы не обвинять кого-то и не искать врагов, а проанализировать свою внутреннюю кинополитику, ориентированную на гламурный патриотизм. Тогда и обид не будет.

Приедет ли на фестиваль датский гений Ларс фон Триер — пока неизвестно. Но первая часть его картины «Нимфоманка» в полной авторской версии будет показана на фестивале, разумеется, вне конкурса. В листе ожидания — актеры, снимавшиеся у Триера, — Шарлотта Генсбур, Ума Турман, Стеллан Скарсгард, Кристофер Слэйтер. Еще одна неожиданная работа — «Вторая игра» румынского режиссера Корнелиу Порумбойю. Это автобиографический фильм о времени, предшествующем свержению Чаушеску, и своем отце — футбольном судье Адриане Порумбойю.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру