Интимная жизнь Шиллера породила больше разговоров, чем «Нимфоманка» Триера

Джордж Клуни признался в дружбе с братьями Кличко и поддержал Юлию Тимошенко

10 февраля 2014 в 15:52, просмотров: 11531

Через день после открытия 64-го Берлинского кинофестиваля на его красной дорожке высадился звездный десант внеконкурсной ленты Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» (оригинальное название «The Monuments Men»). Душераздирающие крики поклонниц сопровождали появление кумира. Клуни даже начал тревожно озираться.

Интимная жизнь Шиллера породила больше разговоров, чем «Нимфоманка» Триера
фото: kinopoisk.ru

Ему перевалило за 50, но он пользуется бешеным успехом у совсем молоденьких зрительниц, повторяющих как заклинание: Клуни, Клуни… Их кумир выглядел безукоризненно в элегантном темном пальто — как истинный денди. На его фоне Мэтт Дэймон напоминал скучного ботаника. Зато Билл Мюррей два вечера удивлял публику. В день открытия фестиваля он появился в странноватой шляпе, с массивным фужером мартини, осушив его одним глотком перед выходом на красную дорожку. На премьере «Охотников за сокровищами» актер походил на приехавшего в город из деревни колхозника: клетчатая рубашка, пиджачок не по росту, совсем уж прикольная и нелепая шляпа. Кстати, в фильме Клуни Мюррей в какой-то момент — один в один Михаил Горбачев. Режиссерам, раздумывающим, кого бы снять в роли Президента СССР, следовало бы обратить на это внимание.

Перед премьерой произошло чрезвычайное происшествие. В самом начале пресс-показа «Охотников за сокровищами» наш коллега, русский журналист, давно живущий в Берлине, почувствовал себя плохо. В зале раздались крики: «Остановите показ! Доктора!». Минут 15–20 ждали приезда врача. Кто-то начал оказывать посильную помощь, а кто-то снимать на камеру... А потом пришлось ждать, пока перезапустят фильм. Кино теперь показывают не на пленке, которую в любой момент можно остановить, а в DCP. После перерыва сеанс невозможно продолжить. Для этого надо запрашивать у продюсеров код, поскольку любой показ запрограммирован на определенное время.

«Охотники за сокровищами» оказались средней и ура-патриотической картиной. Джордж Клуни, будучи человеком просвещенным, знает, что во Второй мировой войне участвовали не только союзники, но и Советская армия. Но русские медленно соображают, так что американцы первыми проникают в закрома, где спрятаны полотна старых мастеров и прочие сокровища, конфискованные нацистами, и даже успевают вывесить свой флаг. Всякий раз, когда герой Клуни со товарищи, а это знатоки изобразительного и монументального искусства, находят все новые артефакты, зал насмешливо аплодирует. Череде таких подвигов нет конца. До высот своей прежней картины «Доброй ночи и удачи» Клуни далеко. У нас всякий раз режиссеров, снимающих фильмы о войне, упрекают в сытости и мордатости физиономий на экране. У Клуни лица артистов лоснятся от благополучия и сытости. И ничего, никого не передернуло, потому как война по-голливудски постановочная.

На Берлинале Джордж Клуни держал ответ за свой видеоролик в поддержку событий на Майдане: «Братья Кличко, ставшие лидерами оппозиционного движения, — мои друзья еще с тех пор, как Владимир Кличко снимался в моем фильме «Одиннадцать друзей Оушена». Юлия Тимошенко не совершала преступления, но все еще находится в тюрьме. Протесты в Киеве проходят в очень трудное время, и немало хулиганов, оказавшихся на стороне оппозиции, осложняют и без того напряженную жизнь. Предстоит длительная борьба, но важно то, что люди задумались о собственном самоопределении». К Клуни обращались так, словно он политический деятель или как минимум министр культуры, отвечающий за возврат художественных ценностей, оказавшихся в других странах. В частности, речь зашла о возврате древнегреческих артефактов Британским музеем на историческую родину. Клуни высказался за скорейшие договоренности между двумя странами по этому вопросу.

Фильмы, показанные в основном конкурсе, пока не особенно радуют киноманов. Больше всего разговоров вызвала немецко-австрийская костюмная мелодрама «Возлюбленные сестры» Доминика Графа о частной жизни поэта и драматурга Фридриха Шиллера. Немецкий гений, оказывается, одновременно жил сразу с двумя сестрами. За любовным треугольником в сериальном духе зритель наблюдает 2 часа 50 минут. Женился Шиллер на младшей сестре Шарлотте, которая потом родила ему четверых детей, и любил старшую и замужнюю Каролин, нарушив предварительные договоренности — любить друг друга исключительно братской любовью.

Ларс фон Триер, как и следовало ожидать, в Берлин приехал, но с журналистами не общался. Интервью и пресс-конференции он предпочел фотосессию в майке с надписью «Персона нон грата». Как известно, таковым его назвали после скандала в Каннах в 2011 году, где он наговорил лишнего и был обвинен в симпатиях к Гитлеру. Его любимый актер Стеллан Скарсгард вспоминает теперь о том, как дети Триера шли в школу, а им вслед неслись слова: «Ларс фон Триер — нацист». Начиная новую картину, он позвонил и сказал: «Моя следующая работа — порнофильм, но тебе надо быть готовым ко всему». Предваряя выход «Нимфоманки», Триер называл ее заключительным фильмом «Трилогии депрессии», куда также вошли «Антихрист» и «Меланхолия». Все три с участием Шарлотты Генсбур. Триер обещал, что «Нимфоманка» будет «экстремально длинной, экстремально скучной и экстремально философичной». Отчасти так и получилось.

Представлять первую часть картины в оригинальной авторской версии, отличной от прокатной, в Берлин приехали актеры Шайя Лабаф, Ума Турман, Стеллан Скарсгард и дебютантка — модель и актриса Стэйси Мартин, сыгравшая героиню Шарлотты Генсбур в юности. Звезда «Трансформеров» сыграл у Триера единственную настоящую любовь героини и подготовился к представлению фильма не менее тщательно, чем к смене амплуа на экране. Шайя Лабаф появился на красной дорожке Берлинале в строгом черном костюме и бумажном пакете на голове с дырочками для глаз и надписью: «Я больше не знаменитость». На пресс-конференции он вел себя не менее загадочно: не переставая, двигал челюстями, показывая, что он жевать на всех хотел (во рту была жвачка). А на единственный вопрос про сцены откровенного секса с его участием ответил: «Чайки следуют за траулером только потому, что они думают, будто сардины выкинут в море. Спасибо большое». И ушел не попрощавшись.

Исполнительница главной роли Шарлотта Генсбур, не приехавшая в Берлин из-за съемок в Канаде, рассказывала еще перед премьерой в Дании: «Я думаю, что в характере моей героини сосредоточен сам Ларс и все то, что он думает о женщине. Он словно бы разделился между моей Джо, рассказывающей о своей сексуальной жизни, и Селигманом, которого сыграл Стеллан Скарсгард. Некоторые считают, что Ларс ненавидит женщин. Но я думаю, что это не так. Напротив, он их любит. Ларс показал темные аспекты самого себя, сделал это с юмором. Он понимает каждого из нас гораздо глубже, чем мы сами».

Посмотрев «Нимфоманку» в авторской версии уже после прокатной, можно сказать, что никакой кардинальной разницы между ними нет. Первая длится 145 минут, вторая — 118. Изъятыми оказались несколько совсем уж «интимных мест» в рабочем состоянии. Этим кадрам легко прикрепить ярлык откровенного порно. Не более и не менее того. Но и обычному, нефестивальному зрителю вполне хватит острых ощущений. Так что сам факт существования авторской версии выглядит как умелый пиар-ход. Хотя сердцу трепетного художника дорог каждый нюанс.



Партнеры