Наш ответ Берлину: Маруся, фермер, профсоюзы

Борис Хлебников: «30—40 процентов нашего населения не работает в течение 20 лет. И работать уже не сможет»

На 63-м Берлинском кинофестивале, который пройдет с 7 по 17 февраля, представлено сразу несколько российских картин. В основном конкурсе покажут «Долгую счастливую жизнь» Бориса Хлебникова, в программе «Форум» — «За Маркса…» Светланы Басковой, в секции «Поколение» — франко-российскую «Марусю» и два мультфильма. Картины Хлебникова и Басковой — про болевые точки нынешней России: о развале сельского хозяйства и фермерского движения («Долгая счастливая жизнь»), о рабской жизни рабочих на производствах с профсоюзами, подмятыми под себя директорами заводов из криминальным среды («За Маркса...»).

Борис Хлебников: «30—40 процентов нашего населения не работает в течение 20 лет. И работать уже не сможет»
Кадр из фильма "Долгая и счастливая жизнь"

тестовый баннер под заглавное изображение

Жюри основного конкурса возглавит гонкогский режиссер Вонг Кар Вай («Любовное настроение», «Мои черничные ночи»). Его картиной «Великий мастер» откроется Берлинале. Как всегда сообщение об участии российской картины в главной программе фестиваля пришло в последний момент. Борису Хлебникову предстоит состязаться с такими фильмами, как «Камила Клодель 1915» французского мэтра Брюно Дюмона с Жюльетт Бинош в главной роли, боснийским «Случаем из жизни Айрона Пикера» Даниса Тановича, «Монахиней» Гийома Никлу с Изабель Юппер, «Закрытым занавесом» опального иранского режиссера Джафара Панахи, «Побочным эффектом» американского режиссера Стивена Содерберга с Джудом Лоу, Руни Марой и Кэтрин Зитой-Джонс, «Землей обетованной» американца Гаса Ван Сента с Мэттом Дэйманом, «Рай: Надежда» австрийца Ульриха Зайдля. Впервые в основном конкурсе участвует лента из Казахстана, снятая совместно с Германией, - «Уроки гармонии» молодого режиссера Эмира Байгазина. Продюсером стала Анна Качко, в свое время покинувшая Берлин, чтобы работать в России и Казахстане. За ее плечами такие проекты, как «Горячие новости» и «Байконур».

Фильмы Бориса Хлебникова «Свободное плаванье» и «Позор», вошедшая в альманах «Короткое замыкание», участвовали в Венецианском кинофестивале, а «Сумасшедшая помощь» - в «Форуме» на Берлинале в 2009 году. Поначалу его новая лента называлась «Конецдворье», а потом пришли к «Долгой счастливой жизни», случайно повторив название одноименного фильма Геннадия Шпаликова. Снимал картину оператор Павел Костомаров (один из режиссеров проекта «Срок»), получивший на Берлинале «Серебряного Медведя» за операторскую работу в фильме «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского.

Мы поговорили с Борисом Хлебниковым о том, почему он выбрал такую немодную тему.

- А что собственно вам – столичному, городскому человеку, до сельского хозяйства и фермеров?

- Вопрос «Что мне собственно не до Москвы?» слышу почти после каждой из моих картин. Как-то так получается, в общем, случайно. На этот раз все складывалось нелогичным способом. Я посмотрел в очередной раз старый вестерн «Ровно в полдень» Фреда Циннемана и в шутку подумал, а не сделать ли, абсолютно похожую историю в российской деревне. Со сценаристом Александром Родионовым начали встречаться с фермерами, брать у них большие интервью. Объехали человек 20-30. Все это закрутилось и ушло далеко от вестерна.

Борис Хлебников

- Так вами движет социальный пафос или жажда новой стилистики?

- Чисто художественными поисками мне всегда было не очень интересно заниматься, социальное начало волнует больше. Но начиная рассказывать социальную историю, можно здорово увлечься, залезть на трибуну и стать очень глупым оратором. В этом самая большая опасность. Поэтому в какой-то момент я начинаю тормозить и пытаться все же рассказывать про конкретного человека и конкретную ситуацию, а не делать выводы про всю страну.

- Такое ощущение, что актер Александр Яценко, снова сыгравший в вашем фильме главную роль, становится вашим альтер-эго.

- Это правда. Мне интересно даже не работать с ним, а то, что он сделает. Я почти всегда не могу до конца предугадать, как он развернет роль, как будет действовать. Как правило, это бывает намного интереснее, чем то, что я придумал. Любопытно, как Яценко сыграл на этот раз человека взрослее себя. Обычно ему предлагают роли людей моложе, чем он есть, бунтарей без причины 22-23 лет. А здесь он сыграл 36-37-летнего человека, мужчину. Для него это новая задача.

- Сталкивались ли вы в Мурманской области, где снимали, с недоверием людей?

- Я даже не очень понимаю, откуда может взяться недоверие. Рабочие на заводе, фермеры или деревенские жители открыты к общению. Труднее взять интервью у профессора, академика или у военного. А тут было все просто.

- Жизнь не оставляет надежды на счастливый финал? И нет ли иронии в вашем названии?

- Ирония в названии есть. А счастливого финала в случае с сельским хозяйством – нет. Обречена вся система. У нас приняты такие законы, которые не позволяют вообще развиваться сельскому хозяйству в России. Когда мы разобрались в ситуации, стало понятно, что это не просто тема сельского хозяйства, а незанятости порядка 30-40 процентов населения страны, которое не работает в течение 20 лет. И работать уже не сможет.

- В Госдуме опять обсуждается вопрос об использовании ненормативной лексики в СМИ и на экране. Как у вас с этим обстоит дело?

- В предыдущем моём фильме ее было много, а в этот нет совсем.

- Об участии российского фильма опять объявили в последнюю очередь. Вас долго держали на скамейке запасных?

- Я думаю, что в этих объявлениях программы есть элемент шоу. Официальное приглашение фестиваля нам пришло еще в конце декабря.

«За Маркса…» Светланы Басковой с Владимиром Епифанцевым в главной роли – пожалуй, самая необычная российская картина последнего времени, рассказывающая о независимом профсоюзе. Социальное кино у нас почти не снимают. Светлана Баскова, а она - директор института современного искусства и критики БАЗА, прежде снимала видеофильмы («Зеленый слоник»). Теперь, подобно британскому классику Кену Лоучу, взялась за проблемы современного рабочего класса. Это независимый проект с более чем скромным бюджетом, сделанный на средства авторов. Фильм основан на реальных событиях и повествует о русском характере, в котором чудным образом уживаются жестокость и благодушие. Рабочие в этом фильме рассуждают о фильмах Годара, письмах Белинского из Зальцбурга, «Мертвых душах» Гоголя. На первый взгляд может показаться, что все это стёб. Сама Баскова в ответ на такие предположения удивляется:

- Странно, что кто-то видит в этом стёб. Все натурально и прямо, без двойного кодирования. Годар занимался этими проблемами, вот наши герои и смотрят его фильмы, конспектируют высказывания, чтобы потом разъяснять молодежи. В течение года мы проводили исследования, ездили по городам, где есть независимые профсоюзы. В Липецке вышли к рабочим, выставили им водку, наивно полагая, что так легко можно войти в контакт. Оскорбившись за водку, они заставили нас стереть все то, что мы сняли на их предприятии, почувствовали, что мы не свои, чуть не побили. Побывав в Тольятти и других городах, я убедилась, как трудно создать профсоюз в моногородах. Руководители предприятий часто не выходят к тем, кто выступает за свои права на митингах, а при приеме на работу заставляют писать заявление об увольнении без даты.

Один из продюсеров проекта художник и издатель Анатолий Осмоловский рассказал, что хорошо знает рабочую среду: «Это не опустившиеся алкоголики, как многие думают, которые непременно должны засосать бутылку портвейна. Хотя и такое бывает. Я работал слесарем на заводе, и мой наставник обсуждал Борхеса. Именно от него я узнал, что такое постмодернизм. Разговоры про стёб в связи с нашим фильмом возникают потому, что картина попала в контекст, в котором ей нет места. Любое прямое высказывание воспринимается сегодня как стёб».

«Поколение» - своего рода фестиваль в фестивале, включающий фильмы для юной аудитории. В одной из его секций представлено два наших мультфильма – «Крот на море» Анны Кадюковой и «Зима пришла» Васлия Шлычкова. Оба режиссера – недавние выпускники Школы-студии «Шар». В другой секции «Поколения» - франко-российская картина «Маруся» Евы Перволовичи с участием бывшей нашей соотечественницы Динары Друкаровой, Вячеслава Полунина, Шарунаса Бартаса, Дени Лавана. Это история маленькой девочки и ее мамы Ларисы, некогда фотомодели, осевшей во Франции, не имеющей крыши над головой, занятой поиском спутника жизни. Сопрдюсером с российской стороны стал Сергей Сельянов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру