Волчий взгляд Каренина

Светлана Проскурина: «Милость к падшим — вот что по-настоящему волнует»

20.08.2013 в 18:40, просмотров: 4291

Кинорежиссер Светлана Проскурина заканчивает работу над фильмом «До свидания мама» (именно так, без запятой) по сценарию кинорежиссера и драматурга Василия Сигарева («Волчок», «Жить»), написанному, в свою очередь, по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина».

Волчий взгляд Каренина

В начале Сигаревым была написана пьеса для театра «Каренин», идущая в МХТ, — вольное переложение классического произведения, а уже на ее основе родился сценарий. Читая аннотацию будущего фильма, не сразу понимаешь, что он имеет отношение к роману Льва Толстого: «История о том, как случайная встреча мгновенно разрушила мир благополучной и счастливой семьи. О том, как желания и страсть вдруг стали для женщины важнее, чем любящий муж и обожаемый ребенок. О душевных муках отца и сына, которые осознают свою ненужность, но пытаются понять и простить. О смятении женщины, которая так и не смогла стать счастливой». В общем — «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему». В аннотации к будущему фильму говорится.

Светлана Проскурина — обладательница «Золотого леопарда» кинофестиваля в Локарно за фильм «Случайный вальс». Ее картина «Удаленный доступ» участвовала в конкурсе Венеции, а «Отражение в зеркале» — в Каннах. Когда спрашиваешь Светлану Проскурину о том, как она находит общий язык с Василием Сигаревым, казалось бы, человеком совсем из другого теста, она отвечает:

— Я не нуждаюсь в разговоре с ним. Я даже его опасаюсь. Мне важна зыбкая неясность и очень нравятся фильмы Сигарева. Я прочла все, что им написано со школы. Энергия его синтаксиса потрясла меня. Милость к падшим — вот, что по-настоящему волнует. При виде бабушек, сидящих у своих домиков в деревне, мое сердце сжимается. Я обратилась к Василию, и он согласился с нами поработать. Ни одной проблемы с ним не возникало при написании сценария.

— Так это пьеса или оригинальный сценарий?

— Сценарий, сделанный с учетом наших настойчивых пожеланий на основе пьесы «Каренин». Мне хотелось, чтобы Вася перешел в другое социальное пространство.

— Когда-то вы работали с Иваном Вырыпаевым, теперь с Василием Сигаревым. Что вас привлекает в этом поколении?

— И тогда, и теперь у нас молодая группа. Но при чем тут поколение? Все мы живем в одно время. Это и есть наш возраст. Вы думаете, что Евгений Евтушенко и Иосиф Бродский — одно поколение? Вовсе нет! Все эти разговоры — не что иное, как наше искусственное желание сбиться в стаю. Бывает, что 28-летнего человека невозможно раскочегарить на съемочной площадке, разве что при помощи каленого железа. Так что дело совсем не в том, что юные создания поддержали мои силы. Мне художник Юрий Купер, а ему за семьдесят, и он всячески помогает нам своими советами, сказал: «Света, пора делать порнофильм. За ними будущее».

— И все же что вас привлекло в сочинении Сигарева?

— Я — книжный человек. Вспоминаю речь Бродского о том, что каждому из нас, как бы он ни был осторожен, предстоит встреча со злом, которое способно переходить из социальной категории в метафизическую. И надо защищаться собственным духом. Как сделать фильм про идеальных людей, у которых удалась семья? Оказывается, даже такой мир не защищен от того, что присутствует в античной трагедии. С какой мерой омертвения мы выходим, встретившись со злом. Все эти мысли и стали толчком к созданию фильма. Два года я барахталась в этом проекте.

Съемки проходили в Таллине, а снимал картину известный эстонский оператор Рейн Котов. Приглашены молодые и не очень известные актеры. Даумантас Цюнис — из Литвы. Он работает у Эймунтаса Някрошюса в театре Meno Fortas, сыграл князя Мышкина в спектакле «Идиот». Для Александры Ребенок, актрисы Театра. doc, это первая полнометражная картина. До этого она снималась в короткометражке «Холивар» Дарьи и Екатерины Носик, сериале «Школа» Гай Германики, в одной из новелл фильма «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова. Сашу Светлана Проскурина называет своим открытием. «Роль у нее сложнейшая. Я долго искала актрису и не находила. Но как только Саша появилась, сразу поняла, что это она», — рассказывает Проскурина. Если называть вещи своими именами, то Александра Ребенок играет Анну Каренину, вернее, то, во что она сублимировалась в этой вольной адаптации. Если в театральном «Каренине» все более или менее понятно и не так уж радикально, то что будет на экране — пока что тайна, покрытая мраком. Алексей Вертков тут, пожалуй, самый известный артист. Он работает у Сергея Женовача в «Студии театрального искусства», сыграл главную роль в «Белом тигре» Карена Шахназарова, снимался у него же в «Палате №6», в таких картинах, как «Счастье мое» Сергея Лозницы, «Перемирие» Светланы Проскуриной. Мария Леонова снималась в фильмах «Ничего личного» Ларисы Садиловой, «Дети Арбата» Андрея Эшпая и других, но, судя по всему, такой крупной роли у нее еще не было.

Продюсер проекта Сабина Еремеева рассказывает, что Светлана Проскурина не сидит перед монитором на съемочной площадке, как большинство режиссеров, а разговаривает с актерами напрямую. Она непримиримо жесткая по отношению к себе и к тем, кто собирается с ней в большой путь. Но даже просто сходить к ней на встречу для актера очень полезно. Он откроет для себя много нового.

Любопытная деталь. В тех кадрах, которые уже удалось увидеть, маленький мальчик — сын главных героев (читай — Каренина и Анны) появляется в маске волчка. Видимо, Сигарев и волчок уже неразрывны.



Партнеры