Зоя Богуславская: «Надо же кому-то помогать жить в искусстве»

Открывается Фонд имени Андрея Вознесенского

Майские дни начиная с 12-го числа проходят под знаком Андрея Вознесенского. Но самое главное событие ожидается 17 мая, когда официально будет открыт фонд имени поэта и впервые будет вручена «Парабола» — премия, учрежденная фондом. Идейный вдохновитель и создатель фонда — женщина, перед талантом, силой и мужеством которой преклоняются многие. Зоя Богуславская, жена и муза Вознесенского. 46 лет они существовали как сообщающиеся сосуды. Но за все эти годы она ни разу не позволила себе примерить на себя его величие.

Открывается Фонд имени Андрея Вознесенского

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Зоя Богуславская — автор восьми книг, переведенных на разные языки, создатель многих культурных проектов; самые известные из них — первая независимая премия «Триумф», Ассоциация женщин-писательниц. Всегда была духовным партнером поэта.

— Зоя Борисовна, существует указ об увековечении памяти Андрея Андреевича, а вы создали фонд. Почему?

— Пока сохраняется тяга людей к поэзии Андрея, к его личности, мне захотелось сделать свой вариант его увековечения. Мне всегда хотелось отдать дань его подвижнической преданности поэзии. И к тому же я никому не могла объяснить, что живу в протекающей даче и там находится архив: он в идеальном состоянии, все систематизировано, описано… У меня такая же история, как с архивом Тарковского: сколько лет их кормили обещаниями с помещением, а все благополучно разрешилось после того, как архив выставили на «Сотбис». Поэтому я поняла: пока буду ждать открытия музея, архив может пропасть — а ведь в нем ценнейшие документы со всего мира. Тогда я написала проект фонда. Будет музей, не будет — не знаю… А мы с Леонидом, моим сыном, стали учредителями фонда под названием Фонд имени Вознесенского. И фонд немедленно учредил премию «Парабола» (так назывался второй сборник стихов поэта, изданный в 1960 году. — М.Р.).

Идут к своим правдам

По-разному храбро,

Червяк — через щель,

Человек — по параболе.

И премия эта поощряет не только поэзию, но и все, что Андрюша любил: музыку, театр, кино и т.д.

— На какие средства существует фонд?

— Мы пополам с моим сыном Леонидом платим. Все, что я унаследовала от Андрея Андреевича, все мои заработки, я все кладу в фонд. Других источников нет, и, знаешь, я стала одержима этой премией: надо же кому-то помогать жить в искусстве. Я сразу же выбрала жюри, у меня восемь человек: Гришковец, Кабаков, Демидова, Дима Быков, Алексей Рыбников, Лена Пастернак, Олег Табаков и я сама. Я взяла всех тех, кто так или иначе был связан с Андреем Андреевичем. Скажем, у Димы Быкова в его книге о Пастернаке есть глава о Вознесенском. Он взял у Андрея Андреевича при жизни последнее интервью и опубликовал его посмертно. Или Олег Табаков… Когда Андрею отмечали 75 лет в театре Фоменко, он пообещал выступить — я тогда передала ему новое стихотворение Андрея «Боль». И в тот же день Олег звонит: «Зойка, я не приеду, проблема: декорации «Конька-Горбунка» не пришли, у меня остается только вечер и ночь, чтобы поменять мизансцены». Но все-таки за два или три часа до юбилея раздался звонок: «Зоя, если ты обеспечишь мне выход на сцену с 9 до 9.30, я буду». И он приехал и прочитал. И так я про каждого из восьми членов жюри могу рассказать. Например, Юра Кублановский, который, несмотря на все свои академические звания, до сих пор считает себя учеником Вознесенского — когда он учился в десятом классе, приходил к нам на дачу, чтобы показать свои стихи. Или Алла Демидова, которая до сих пор в своих программах читает стихи Андрея.

— Часто говорили, что Вознесенский — поэт, который не может жить без публичности, без пиара.

— Да, он, как и всякий поэт, нуждался в признании, в аплодисментах. Для него быть услышанным было очень важно — до потери памяти, до судорог. Было ощущение, что он транслирует свой дар, данный ему свыше. А дар одному ему не принадлежит. Когда «Антимиры» шли у Юрия Любимова, я помню, кто-то возмущался: «Как они искажают Вознесенского!» — имея в виду, как артисты читают его стихи. А между тем Любимов очень долго их разучивал с артистами, прежде чем спектакль смог показать публике. И Андрюшка, защищая Таганку, возражал критиканам: «Прекрасно! Прекрасно!». Потому что его читали! Он должен был быть услышанным. Вот почему он безумно тяжело переживал историю с Хрущевым, когда тот кричал на него с трибуны: «Господин Вознесенский, убирайтесь из Советского Союза…»

— Да, документальные кадры того времени невозможно спокойно смотреть: разъяренный генсек орет на поэта… А у Андрея Андреевича такие глаза… Это сейчас можно открыть рот и отлаяться, а тогда…

— И стакан с водой в его руке, и в глазах его только одно: «Дайте мне договорить». Позже, когда Андрей отвечал на вопросы «Нью-Йорк таймс» и его спросили: «Что бы вы сделали, если бы вас тогда выслали за границу, как Солженицына?» — ответил: «Застрелился бы на границе». Он и мысли не допускал об отъезде!

— «Зоя, не уехать ли нам? Невозможно! Хватит!» — не говорил он этого вам никогда?

— На эту тему — никогда в жизни. Он настолько русский человек, настолько патриот в самом высоком смысле — «Россия, я твой капиллярный сосуд». После того хрущевского крика он как бы ощущал, что он сделал жертвоприношение. Ему было больно чувствовать себя отделенным от русского языка, от страны.

— Зоя Борисовна, и все-таки Андрей Андреевич знал себе цену?

— Конечно. У него было повышенное осознание себя. Это не недостаток — составная часть его мощного дара, который бил внутри как колокол. Высокомерие… Я не знаю гениальных поэтов, которые не были бы высокомерными по отношению к людям, которые не понимают их поэзии. И к людям, которые не труженики, а просто мнящие себя одаренными. Как-то он спросил меня: «Кого ты любишь из современных поэтов?». Я назвала трех крупных действующих лиц, и он так презрительно на меня посмотрел…

— Какое стихотворение или поэму он считал своим поэтическим завещанием?

— Он же, когда умирал у меня на руках, сказал: «Не отчаивайся». Он не думал умирать, уже много раз повторялось такое критическое состояние, когда он терял сознание. А потом добавил: «Я Гойя». Гойя был его символом. Это первое стихотворение, которое обошло мир и с которым его принимали в Америке и везде. Это было такое программное мироощущение: для чего он пришел в этот мир, считал себя проводником истины существования человека на земле. Я его держу на руках, а он шепчет: «Мы оба падаем, обняв мой крест».

— Изменилась наша страна, власть. Перестройка и после нее… Какое у него было ощущение власти: власти без конкретных фамилий, вообще?

— Он, как Маяковский, чувствовал себя человеком, чистящим гнойники, вскрывающим ошибки происходящего. Он, как и Аксёнов и Евтушенко, болезненно отозвался на ввод войск в Чехословакию в 68-м году: было отторжение от действий власти и от власти как таковой. Потому что проблема «власть и поэт» всегда существовала: Пушкин и царь, ну и так далее. У Андрея, конечно, было желание быть принятым своей страной, в том числе и ее высшими эшелонами. Но он никогда этого не добивался никакими компромиссами. Вот почему у него сложились отношения с Горбачевым: в его сознании Горбачев выступил как царь-освободитель. И с Ельциным, отменившим цензуру. Поэтому необходимость, чтобы он был услышанным, заставила меня и сына моего, Леонида, создать фонд.

— И вот Андрею Андреевичу 80 лет. Что будет происходить в эти дни?

— 15 мая пройдет последнее заседание жюри премии «Парабола» и, наконец, 17-го — вручение премии и, собственно, открытие Фонда Андрея Вознесенского.

— Что представляет собой эта премия?

— Это драгоценный приз, выполненный по мотивам творчества Андрея Андреевича. Диплом и значок, его мы вручим всем присутствующим в зале. Четыре денежные премии: за лучшую поэтическую книгу последних трех лет, за лучшую прозу последних пяти лет. Третья премия самая сложная — это может быть лучший спектакль, кинофильм, телепрограмма и даже исполнительский вечер. Четвертая — специальная, вручается только за произведение, соотнесенное с творчеством Вознесенского.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру