Следователь Знаменский больше всего любил роли пьяных сантехников

Честный. Верный. Настоящий

Артист умер. Остался образ кристальной честности и порядочности представителя правоохранительных органов, по нашим временам нереальный, — Пал Палыч Знаменский. Однако один из «знатоков» был очень скромным и даже застенчивым человеком в жизни. И уже одним этим он заслуживает большего внимания после нее. Сорок дней как ушел из жизни артист Георгий Мартынюк.

Честный. Верный. Настоящий

тестовый баннер под заглавное изображение

Без малого полвека Георгий Яковлевич отслужил в Театре на Малой Бронной. Артист внешности героической, а по сути, внутреннему своему устройству — характерный и даже комедийный. Кто его таким знал? Его любимые роли оказались далеко в стороне от правильного и самого порядочного следователя Знаменского из популярного советского сериала «Следствие ведут знатоки». И их было мало.

Как-то я его спросила: «А поискать счастья на стороне?» На что он ответил: «Не было ни желания, ни необходимости». Это была беседа, записанная пару лет назад, но оставшаяся нерасшифрованной. Думала — сделаю к какой-нибудь круглой дате. А вот пришлось к сороковинам.

Мне что театр был, что завод — безразлично

— Так хорошо сложилась жизнь в театре, что не было желания сыграть в антрепризе или другом театре?

— Я не жалуюсь.

— Георгий Яковлевич, но артистов можно понять — играть хотят все, но не всем дают возможность реализоваться.

— А я судьбе благодарен. И смею надеяться, что Господь меня всю жизнь вел и ведет. Я ведь человек не энергичный, можно сказать, пассивный.

— У вас просто как у Булгакова: ничего не проси, сами придут, все принесут.

— Да, у меня все как-то само собой получалось — гладко, ровненько что ли. Причем, знаете, с детства. Казалось бы, ну не было никакого такого манка, чтобы я полюбил театр. Родился в Оренбурге в 40-м году. А Оренбург в то время — маленький пыльный городишко. Пацанами бегали по улицам, гоняли в футбол. Телевизора нет, только радиоточка — черная тарелка на стене. Но мой старший брат (старше меня на 12 лет) работал в местном театре артистом, и, чтобы я не болтался один по улицам, он брал меня на репетиции. И я с детства за кулисами топтался, но без всякого интереса: мне что театр был, что завод — безразлично.

К тому же я застенчивый мальчик был, стеснительный. И единственный шаг, который сделал самостоятельно, это неожиданно даже для себя (что говорить про родителей) пошел в драмкружок при Доме учителя — просто прочитал объявление на улице. Откуда взялась такая смелость? Меня как повело туда. А уж потом отправился в Москву в ГИТИС поступать. Первая роль, помню, — в массовке, негр. После окончания института директор Оренбургской драмы пригласил меня в театр, сказал, что квартиру даст и главную роль в «Оптимистической трагедии». А Гончаров, у которого я учился, спрашивает: «Ну, мастер (он всех учеников так звал), куда пойдешь?» — «Да вот зовут в Оренбург, квартиру дают и роль». «Ерунда! Пойдем ко мне». Я остался у Гончарова, потому что принял это как знак судьбы.

— Судьба вам явно благоволила, потому что послала «Тишину». Я имею в виду потрясающий для своего времени (да и для нашего тоже) одноименный фильм Владимира Басова.

— О, я Владимира Павловича обожаю. Когда вышел фильм, очереди стояли в кинотеатрах, меня хвалили. И Басов тогда сказал: «Щас тебя будут приглашать. Ты не очень-то». — «А какой у вас следующий фильм?» — спросил я. «Да черт его знает», — и снял «Метель», где я сыграл Бурмина. А потом был «Щит и меч». У меня три любимых режиссера — Басов, Чухрай и Ростоцкий. Все фронтовики, настоящие мужики, яркие личности.

Ребята, я не только Пал Палыч, я и другое могу

— Но Пал Палыч Знаменский все ваши роли перебил. Скажите, вы и Леонид Коневский получили эти роли, так сказать, по блату? Ведь режиссер Бровкин тоже служил в Театре на Малой Бронной.

— Да, он у нас работал, а потом ушел на телевидение. Правда, на мою роль он сначала хотел Колю Волкова, а на Томина — Гену Сайфулина. Я это узнал позже. Да, мы сразу стали знаменитыми, нас везде узнавали, что в годы тотального дефицита очень помогало. 20 лет играл его, от майора до полковника дослужился. Если начистоту — достать можно было все. Вот я в родном Оренбурге снимался, а мне звонят из театра, срочно вызывают. Надо лететь, билетов никаких нет. Пошел к начальнику аэропорта, тот вызвал кассиршу: «Нет проблем, — говорит, — ты только ей паспорт дай». Я дал, остался у него ждать, он меня угощал. Приносят билет, на нем написано: «Знаменский Пал Палыч». Иду на посадку, милиция смотрит сначала в паспорт, потом в билет, ничего не понимает — начинает смеяться. Я долго его хранил.

— То есть для вас не существовало закрытых дверей?

— Практически нет. Люди нас любили.

— А начальство?

— И начальство. Милиция вообще к нам замечательно относилась.

— Могу себе представить, как вы на машине ездили по Москве.

— Да не было у меня никогда машины. Да не хотел я ее никогда. А вот Леня… Леня ехал как хотел. Вдруг свисток. Я говорю: «Леня, выйди». — «Сам подойдет». Но выпивши за руль он никогда не садился.

Но с другой стороны, Пал Палыч мне помешал здорово. В театре в эти годы я ведь играл совсем другие роли. Мои самые любимые — пьяный сантехник или криминальный элемент. Шел на Бронной спектакль «Обвинительное заключение»: открывался занавес, а мы сидели в камере. Леня Каневский — староста камеры, я — вор-рецидивист по кличке Лимон. Видя нас на нарах, зал начинал хохотать. Я не преувеличиваю — хохот и аплодисменты. Но я очень любил эти роли. С их помощью я хотел отойти от образа и показать — мол, ребята, я не только Пал Палыч, я и другое могу. Мне всегда нравились роли характерные, комедийные, где можно импровизировать. Вот скажите, кто тогда мог похвастаться женской ролью? А у меня была женская роль, правда, курьезная.

— Вот с этого момента, Георгий Яковлевич, поподробнее.

— Это было в Каннах. На кинофестиваль в главную программу попал фильм Чухрая «Жили-были старик со старухой». Старуху играла замечательная актриса Вера Кузнецова. Но она в Канны не поехала, поехали мы — я, Чухрай и Люда Максакова, которая в фильме играла мою жену. А Константин Симонов, который в тот год был членом жюри, уже знал результаты и сообщил нам, что Кузнецова получает приз за лучшую женскую роль. Чухрай и говорит: «Гера, ты иди за нее получи». — «С ума сошел? Не пойду». Так мы и препирались в зале, пока не услышали со сцены: «Вьера Кузнэцова». Я встаю, иду — в зале хохот.

— Ну понятно, вместо Веры вышел Гера.

— Я споткнулся, поцеловал руку какой-то американской звезде, получил приз и потом отдал его Чухраю. Его же фильм — замечательный, таких сейчас не снимают.

Так я не стал Андреем Прозоровым

— Вы можете сказать про себя: «я — актер Эфроса»?

— Нет, никогда. Его артисты пришли с ним вместе из «Ленкома», когда его оттуда выгнали партийные власти. А у меня с Эфросом, знаете... осадок остался, обида, но не на него, не на себя, а на время. Дело в том, что я был назначен в его спектакль «Три сестры» на роль Андрея Прозорова, вместе с Валей Смирницким. Валя играл в первом составе, и играл потрясающе, успех у спектакля был огромный. Анатолий Эфрос сказал мне, что должен в спектакль войти я, назначил репетицию, и тут на Бронную пришли три выдающиеся мхатовские актрисы, которые и... закрыли спектакль.

— Вот ужасная история, в которую вляпались в общем-то приличные артистки — Ангелина Степанова, Алла Тарасова и Екатерина Еланская. Спрашивается, какое, казалось бы, им дело до спектакля в другом театре?

— В этом-то вся и история. Пришли, посмотрели как худсовет. Написали письмо Фурцевой, тогдашнему министру культуры, что, мол, это не Чехов. И спектакль закрыли. Как будто только мхатовцы имели право играть Чехова и, главное, знали, как его играть. Так что благодаря им… я не стал Андреем Прозоровым. Хотя очень хотел, роль мне нравилась. Но время такое было.

Опять Пал Палыч? Не подходит

— Еще один вопрос про «Знатоков». Не могу не спросить: вы за кадром были такой же крепкой тройкой, как и в кадре?

— Абсолютно. С Леней мы в одном театре работали, а Эллочка (актриса Эльза Леждей, сыгравшая эксперта Кибрит. — М.Р.) хотя и не служила на Бронной, но мы ее очень любили. Она, правда, очень прибаливала, и мы с Леней часто ее навещали. Она такая домашняя была, уютная, замечательно готовила. Муж — артист Сева Сафонов. Для нас с Леней она уже тогда была звездой с обоймой прекрасных ролей. А своей ролью в «Знатоках» она тяготилась, ей играть ведь по сути было нечего. Особенно она с текстом про экспертизы мучилась. Если мы еще могли что-то по-другому сказать, то у нее шаг влево, шаг вправо — расстрел. Когда шли «Знатоки», ее, да и нас с Леней, не снимали. Это сейчас, раз артист удачно снялся в сериале — всё, ему пошли приглашения. А тогда… Опять Пал Палыч? Не подходит.

— Я слышала, что вы на тексты своих ролей пишете пародии. На знаменитый милицейский гимн Тухманова «Наша служба и опасна и трудна» рука поднялась?

— Нет, на это я не писал. Но есть любовь к стихотворству. У нас в театре много лет шла румынская комедия «Общественное мнение». Я играл отрицательного персонажа — заведующего сельскохозяйственным отделом в газете. Пьеса нам ужасно не нравилась, но наш главный режиссер — Владимир Дунаев — сказал, что нам никуда не деться, мол, грядет юбилей социалистической Румынии. В общем, начали репетировать, потом разозлились и стали валять дурака. И довалялись до того, что пьесу уже было не узнать, хохот на спектакле стоял дикий. Мой герой периодически бил себя в грудь и говорил: «Мой дед пахал, он умер на пашне». И тогда я написал на эту реплику стихи для одного спектакля.

— Помните? Можете почитать?

— Мой дед пахал.

Соха его, быть может,

В сарае заржавела не совсем.

Но пусть она вас больше не тревожит,

Он не хотел печалить вас ничем.

Мой дед пахал безмолвно, безнадежно,

Похмелием и жаждою томим.

Мой дед пахал так искренно, так нежно,

Не дай вам Бог вот так пахать самим.

И каждый раз за кулисами собирались все, кто был в тот вечер в театре, и ждали новых вариантов. И я вынужден был сочинять, но это не настоящие стихи. Однажды после спектакля ко мне зашел зритель: «Я пятый раз смотрю. Там разные стихи — это так положено?»

Царица моя, преблагая надежда моя, Богородица...

— Георгий Яковлевич, извините за вопрос, но это правда, что вы знаете все молитвы?

— Ну не все. Я в детстве, помню, молился, но для меня это не было так серьезно, как, например, для моей бабушки. Хотя богобоязнь во мне сидела всегда. Я боялся сказать всуе что-нибудь не то, кого-нибудь обидеть. Однажды мне позвонила Светлана Дружинина и пригласила в свой фильм — сыграть Феофана Прокоповича. У нее было несколько фильмов, и в каждом из них я появлялся. Тогда я думал: «Как же так? Я ведь не крещеный, а ношу настоящее церковное одеяние — оно тяжелое, килограммов 15 весит». Вдруг в какой-то момент почувствовал, что легко запоминаю молитвы. Думаю, что это память предков.

— Или актерская память.

— Нет, актерская — другая. Я же не учу молитву как роль. В театре Лев Дуров ставил замечательный спектакль «Дети Ванюшина», назывался он просто «Дети». Он мне дал роль Ванюшина, хотя я поначалу отказывался. Но начали репетировать, потом играть, и она стала моей самой любимой. Я ощущал ее всей кожей. Рыдал по-настоящему. И вот там в конце первого акта есть длинный монолог. Я Леве сказал: «А что если вместо монолога я молитву прочту». «Какую?» — спросил он. В монологе такие слова: «Что нам с детьми делать? Души у них несчастные. Жить не могут. Работать не могут. Устал я. Пусть сами живут как хотят. А ты, старуха, молись, молись. Я люблю, когда ты молишься». И вот с этого места я начинал читать: «Царица моя, преблагая надежда моя, Богородица... для сирых, зрящая мою беду, мою скорбь…» (читает до конца. — М.Р.). Я уверен, что это в генах, от предков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру