Гаага стоя аплодировала Рахманинову

Фестиваль русской камерной музыки прошел на ура

...Живет себе Гаага размеренной зеленой жизнью, а тут как гром среди ясного неба прямо в интерьерах стоящего на берегу моря музея современного искусства Beelden Aan Zee дает несколько ударных концертов московское Трио им. Рахманинова; и что удивительно — никто в частях не хлопает, зал удивительно подготовлен к русской музыке, знает ее, хотя, казалось бы, перекрестный Год культуры двух стран проходит впервые.

Фестиваль русской камерной музыки прошел на ура
Трио имени Рахманинова.

В Гааге все не так, как в «остальной Европе». Никакой толкотни, суеты, мигрантов. Город утопает в зелени. Тотальный культ велосипеда: вас скорее переедут или дадут пинка под зад (если окажетесь посреди красной велодороги), но ни за что не свернут с траектории. Велики стоят в виде памятников, висят в качестве наглядной агитации в кафе. Входные двери в домах сплошь стеклянные, ни одной решетки на окнах. Размер окон поистине чемпионский — и никаких ставен! Личная жизнь — как на ладони, на первых этажах никто не зашторивается — пожалуйста, заглядывайте.

Магазины совмещены с кафе, музеи — с концертными залами. Наступает восемь вечера. С моря бредут серферы с короткими досками и небольшими парашютами. У входа в Beelden Aan Zee большое оживление: голландская интеллигенция решила послушать рахманиновское трио, но не просто так. Сначала господ ведут на лекцию о русской музыке, затем они бойко занимают места среди экспонатов выставки Russia XXI из собрания московского ГЦСИ — это так хорошо известные нам работы: восковая Курникова Олега Кулика, Мавзолей Аввакумова (собранного из обычных доминошек), дети с оружием наперевес (группа AES+F)...

Через минуту за пульты садятся Наталия Савинова (виолончель), Михаил Цинман (скрипка) и их «рулевой» Виктор Ямпольский (фортепиано). Виктор был уверен, что предлагает гаагцам (самоназвание города произносится как «Денаах» — Den Haag) очень сложную «минорно-похоронную» программу из Аренского, Глинки и Элегического трио №2 Сергея Рахманинова. Но, как выяснилось из дальнейших переговоров с публикой в антракте (когда всем наливали по бокальчику красного), голландцы — пусть и не зная нового русского арта — прекрасно разбирались в русской музыке: «Глинка? Да я обожаю Глинку!»

Концертный зал Doolen в Роттердаме.

Трио как-то сразу пришлось гаагцам по вкусу, никто не ерзал, не спал, в конце — по традиции — все встали и вежливо похлопали, как это делают всегда, однако далеко не всегда они клянутся в любви руководителю коллектива, обещая прийти еще на два концерта. Тем более что атмосфера в музее самая располагающая, и акустика куда лучше, чем в камерном зале роттердамского концертного молла Doolen, где трио Ямпольского давало концерт накануне. Кстати, в соседнем Роттердаме, как мы знаем, маэстро Гергиев много лет был главным приглашенным дирижером Роттердамского филармонического оркестра, и до сих пор на стене зала Doolen можно видеть композицию из двух десятков его портретов, на которых несколькими штрихами обозначена та или иная дирижерская эмоция...

И так здорово, что фестиваль камерной музыки (прошедший при поддержке «Газпрома») встречал нас не в крупном туристическом центре (вроде Амстердама), а в спокойно-сонной, дождливой Гааге, где русские темы звучали особенно желанно. И еще бы: трио Рахманинова умеет обаять совершенно неожиданным подходом к тексту; Ямпольский и его команда словно бы видят музыку в развитии, привнося в хрестоматийные опусы поистине сумасшедшую энергию. Они далеко не первый раз в Голландии, и по окончании Года культуры трио продолжит тесные контакты с этой страной, тем более что его так душевно здесь принимают.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру