Запонки и рисунки от БГ

Лидер группы «Аквариум» открыл свою выставку новыми песнями

6 декабря 2013 в 18:04, просмотров: 3515

Тесный зал забит до отказа. Музыканты отстраивают аппаратуру, стараясь не задеть яркие, насыщенные цветами картины на стенах кисти Бориса Гребенщикова. Кроме нескольких концертов в Москве, выпуска музыкальной антологии, нового альбома он подарил публике на свое 60-летие выставку «Внутренние свойства пейзажа» в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре. Прокомментировал свои фотографические и живописные эксперименты БГ, конечно же, музыкально.

Запонки и рисунки от БГ
фото: Сергей Иванов

Публика расселась, камеры наизготове. Наконец появляется БГ — в очках, бандане и черной жилетке до колен с восточными орнаментами.

— Словами не передать, как я рад вас всех здесь видеть! — приветствует юбиляр зрителей. — Сегодня мы хотим вас удивить — вы все знаете Гребенщикова как живописца, но в свободное время меня ребята научили петь песни. Очень хочется познакомить вас с этой гранью.

Среди слушателей хитов и новых песен (появившихся в Сети в день рождения лидера группы «Аквариум») оказались и его дочь Алиса с сыном, Евгений Маргулис, художники Герман Виноградов и Дмитрий Шагин. Кстати, именно предводитель митьков впервые показал широкой публике Гребенщикова-живописца: музыкант выставил свои художества на вернисаже андеграундной арт-группы в еще 1985-м. Но нынешняя выставка — самая масштабная из всех, на которые когда-либо решался Гребенщиков. И его песни — «Цветы Йошивары», «Навигатор», «Гарсон №2», «Сувлехим», «Толченый мел» — как-то по-особенному звучат на фоне экспонатов выставки.

Во «Внутренние свойства пейзажа» вошло несколько десятков картин, фотографий, зарисовок и даже целая юрта. Она — в отдельном закутке выставочного пространства: там можно посмотреть фильмы «Два капитана-2» Сергея Дебижева и «БГ. Лев Толстой» Виктора Тихомирова. На подходе же к живописному залу выставлены фотографии БГ: провинциальные беседки, столичные площади, мировые достопримечательности являются в фантастических кислотных цветах. Живопись, среди которой голосит Гребенщиков, не менее красочная, парадоксальная и ироничная, чем его музыка. У Гребенщикова можно найти перевернутое небо, алые облака над Афоном, пылающий красным и оранжевым Лондон, лубочных мужиков, ангелов и медведей и даже вождя мирового пролетариата. Ему, кстати, посвящена целая серия у Бориса Борисовича. То он с шашкой штурмует апартаменты государя императора, то находит в руинах исчезнувшей цивилизации статую «Девушки с веслом». А пел и играл Гребенщиков на фоне картины «Пленение И.В.Сталина ирландским народным героем Фер Диадом» (1989), изображающей озвученную в названии полотна сцену на фоне стен Кремля, ограждающих зеленые холмы от полей… Как раз в те годы музыка «Аквариума» находилась под запретом, хотя слава рок-группы стремительно росла. Может, за фантазиями БГ стоят конкретные события? «МК» задал этот вопрос Борису Гребенщикову после выступления в импровизированной гримерке. Но тот только пожал плечами:

— Лучше помоги застегнуть запонки, — лукаво улыбнулся музыкант и сунул мне в руки сразу несколько пар: рокерские с черепами, ножами и камушками. У БГ таких целая коллекция.

Музыка Гребенщикова все равно продолжила звучать среди его картин и снимков. «Симфония Ф», которую он специально написал к выставке, будет разносить буддийские мотивы, смешанные с родными русскими нотами, среди созвучных этой мелодии работ до 12 января.



Партнеры