К «Золушке» Дмитрия Быкова добавили «16+»

Михаил Швыдкой, худрук Театра мюзикла: «Сказка вышла современная, с абсолютно иным финалом»

...Увы, время для театра такое, что простой вопрос друга/коллеги/приезжего «куда сходить вечером?» немножко вводит в ступор. Здесь дорого, а там заумь; здесь авангардно, а там нафталин... И это так здорово, что на театральной карте Москвы, казалось бы, из ничего возник уютный «ТМ» Михаила Швыдкого, где весело, душевно, интересно — идеальный вариант парню пригласить девушку, или вообще приехать всей семьей и стар, и млад, — разочарованы не будете как минимум. А планы Театра мюзикла — пальчики оближешь: это и «Золушка» Дмитрия Быкова, и невероятный джазовый «Ревизор», и «Преступление и наказание»...

Михаил Швыдкой, худрук Театра мюзикла: «Сказка вышла современная, с абсолютно иным финалом»
Михаил Швыдкой

тестовый баннер под заглавное изображение

Естественно, после своего самого первого музыкального ревю «Времена не выбирают» (февраль 2012 года) новый театр попал буквально под шквал разноплановой критики: писали, что, мол, на русской почве мюзикл невозможен, «это не наш жанр», «Швыдкой ступает на тернистый путь» и прочее. Но искренность, лежащая в корне всей затеи, делает свое дело. ТМ мало того, что выжил (хотя деньги приходится искать каждый новый сезон), так еще вполне себе нащупал собственный путь сугубо авторского музыкального театра с живыми голосами и живым звуком: тот же Алексей Кортнев стал соавтором пьесы во «Временах», Максим Леонидов исполнил главную роль в «Растратчиках»; а в классном, немножко ностальгическом ревю «Жизнь прекрасна!» (идущем, по понятным причинам, не так часто) Швыдкой вообще чуть не поет на одной сцене вместе с Поладом Бюль-Бюль Оглы. Зал ревет от кайфа!

Все эти люди (и Шифрин, и Оганезов, и...) придают спектаклям ТМ невероятное обаяние и редкую сегодня рукотворность, нештампованность, когда не эффекты и привычные мюзикл-клише на первом месте, а неподдельный актерский порыв, ибо этот театр можно делать только с любовью. Или никак. Конечно, Михаил Ефимович официально всячески отрицал принадлежность частного ТМ к стройному хору репертуарных театров, наделенных громоздкой труппой на бессрочных договорах и прочими «радостями». Однако от года к году, от спектакля к спектаклю ТМ мало-помалу обрастает и своей аурой, и своей публикой, и... своим репертуаром, в котором зритель очень даже начинает разбираться, сравнивая, скажем, Леонидова и Кортнева, играющих в очередь колоритного бухгалтера Филиппа Степановича...

А что до новых проектов — в них недостатка нет.

— Во-первых, в декабре стартует новогоднее шоу «Планета кукол» — не странно ль для Театра мюзикла?

— К нам пришел Аркадий Ковтун — человек, который создал замечательный коллектив ростовых кукол, - говорит Михаил Швыдкой. - Он и сценарист, и режиссер, чудесный выдумщик. Его «куклы» классно работают с залом, с детьми, объездили много стран (например, в Париже на Рождество часто играли), и мы подумали — почему б их спектакль не адаптировать под наш зал на Новый год? Однако из этого постепенно вырисовывается более глобальная идея: разве неинтересно поставить у себя целиком кукольный мюзикл? Мне кажется, можно попробовать. Поглядим.

— А то для многих мюзикл — очень конкретный тип музыкального искусства...

— Я с этим не согласен. Мюзикл — это любой музыкальный спектакль, мы широко ориентируемся, тем более, детского спектакля нам как раз не хватает. Так что с Ковтуном, надеюсь, срастется и на будущий год мы поставим нечто совсем новое...

— Но вы ж, к слову о детском, запускаете работу над «Золушкой»?

— Вышло так, что когда мы окончательно всё взвесили, проанализировав и пьесу, и музыку, то решили изменить официальное название с просто «Золушки» на «Золушку.16+». Хотя на нее мы будем пускать детишек, начиная с 12-ти: 12-летние девочки почему-то очень хотят быть 16-летними, казаться взрослее...

— Творческий коллектив «Золушки» определился?

— Конечно: автор пьесы в стихах Дмитрий Быков, композитор Раймонд Паулс, режиссер Дмитрий Астрахан. Всё уже, в сущности, написано; режиссер любит авторов, и после Нового Года начнется активный репетиционный процесс. Уверен, нас ждет удача. Хотя, повторяю, спектакль получился взрослее, чем ожидалось.

— И это здорово, что Раймонду Паулсу оказалась близка эта тема...

— Когда я позвонил ему летом, он стал мне говорить, что «ему много лет, он устал и ничего вообще не хочется». Но ровно через полтора-два месяца, уже в конце августа Раймонд наиграл мне практически весь первый акт, сделанный вчерне. Услышав музыку, скажу честно, я пришел в восторг. Чуть позже мы поехали к Паулсу вместе с нашим хормейстером-постановщиком Татьяной Солнышкиной и главным дирижером Сергеем Иньковым: к тому времени Раймонд вместе со своими друзьями уже записал на студии 20 номеров. И как мы все, услышав это, обрадовались! Это свежая музыка, абсолютно живая, стилистически угадывающая мелодику 30-х годов, этакая добрая мюзикльность как из «Белоснежки и семи гномов», но с — одновременно — современными ритмами; в общем, соответствующая стихам Быкова. Ведь не все же композиторы способны уловить стиль новой поэзии. Раймонд уловил.

— То есть, с точки зрения музыкальной «Золушка» на 90% готова?

— Я бы сказал, да. В идеале планируем выпустить «Золушку» в мае — начале июня. Такая, знаете ли, очень современная «Золушка», она и заканчиваться-то будет по-другому. 20 декабря снова едем к Паулсу в гости, будем уже работать над аранжировками. Я мечтаю вытащить Раймонда на читку пьесы и, заодно, очень попрошу, чтобы он сделал концерт у нас, в ТМ. Мы вообще хотим ввести в моду этакие эксклюзивные концерты — раз в месяц что-то совершенно неожиданное...

— Идущая небольшими блоками «Жизнь прекрасна!» — это, в общем, такой же эксклюзив: шутка ли — Полад Бюль-Бюль Оглы поет!

— А мне очень важно, чтобы зрители получали добрый заряд энергии от артистов, которых они очень любят. Ведь... осталось очень мало народу. Когда я начинаю думать: «А кто остался?», делается очень грустно, — много ли фигур уровня Паулса, Гладкова, Полада Бюль-Бюль Оглы?... Иных уж нет, иные вышли в тираж. Так что новогодний блок «Жизни прекрасной» мы постараемся разукрасить разными лицами, которые, может, и нечасто попадают на телеэкраны, но любимы по-прежнему, как некие легенды, образчики хорошего вкуса.

— Но имен вы не называете?

— Нет, это станет для всех сюрпризом. Но продолжая разговор о премьерах: поскольку канадская цирковая команда «Семь пальцев» выступила у нас очень успешно, привлекая к ТМ новую публику, мы решили, что они нам приносят удачу, и на следующий сезон пригласим их обязательно: скоро едем смотреть на их новый спектакль... Кроме того, несмотря на трагические обстоятельства, Андрон Кончаловский вместе с Юрием Ряшенцевым доделывают второй акт «Преступления и наказания». Так что, как только выпустим «Золушку», сразу займемся репетициями «Преступления»... то есть сезон 2014-2015 гг. обязательно хотим ознаменовать двумя премьерами (равно как и двумя «приглашенными проектами» — кукольным мюзиклом и философской акробатикой «Семи пальцев»).

— А «Растратчики» и «Времена» так и будут идти?

— Конечно. Мы все-таки хотим делать репертуарный театр плюс какие-то эксклюзивы... А сейчас у меня на столе лежит (пока в качестве идеи) вообще удивительный проект, которым я очень увлечен. Не знаю, правда, что получится: Игорь Кохановский написал замечательную джазовую пьесу «Ревизор» — парафраз гоголевского «Ревизора», но написанный стихами для мюзикла (мейерхольдовский ход — поэзия специально выстроена под музыку, и она, поэзия, меня буквально заворожила). И сейчас мы ломаем голову...

— Джазовый «Ревизор» — это однозначно хит.

— Да, но кто нам будет писать музыку? Претенденты были разные, но... не знаю. Имени композитора, к которому склоняюсь, пока не назову. История эта дорогая, тяжелая, и мы рассчитываем ее не раньше сезона 2014-15 гг. Мюзикл будет называться «Господин из Петербурга». Так что планов миллион, плюс совершенно современные затеи... Приходите!

У театра есть один недостаток, мягко переходящий в достоинство: находится он не в центре — в стенах легендарного реконструированного ДК им Горбунова близ Филевского парка. От метро «Багратионовская» 10 минут пешком. Зато здесь немаленькая бесплатная парковка: но выезжать надо заранее, на Большой Филевской всегда в районе шести-семи вечера пробка. И еще маленький совет автомобилистам: к театру есть официальный подъезд либо с Новозаводской улицы, либо с Физкультурного проезда; не вздумайте после спектакля на радостях пытаться выехать по довольно широким пешеходным путям на Барклая или Большую Филевскую — продолжение приятного вечера в обществе сотрудников ГИБДД вам гарантировано.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру