Естественно, после своего самого первого музыкального ревю «Времена не выбирают» (февраль 2012 года) новый театр попал буквально под шквал разноплановой критики: писали, что, мол, на русской почве мюзикл невозможен, «это не наш жанр», «Швыдкой ступает на тернистый путь» и прочее. Но искренность, лежащая в корне всей затеи, делает свое дело. ТМ мало того, что выжил (хотя деньги приходится искать каждый новый сезон), так еще вполне себе нащупал собственный путь сугубо авторского музыкального театра с живыми голосами и живым звуком: тот же Алексей Кортнев стал соавтором пьесы во «Временах», Максим Леонидов исполнил главную роль в «Растратчиках»; а в классном, немножко ностальгическом ревю «Жизнь прекрасна!» (идущем, по понятным причинам, не так часто) Швыдкой вообще чуть не поет на одной сцене вместе с Поладом Бюль-Бюль Оглы. Зал ревет от кайфа!
Все эти люди (и Шифрин, и Оганезов, и...) придают спектаклям ТМ невероятное обаяние и редкую сегодня рукотворность, нештампованность, когда не эффекты и привычные мюзикл-клише на первом месте, а неподдельный актерский порыв, ибо этот театр можно делать только с любовью. Или никак. Конечно, Михаил Ефимович официально всячески отрицал принадлежность частного ТМ к стройному хору репертуарных театров, наделенных громоздкой труппой на бессрочных договорах и прочими «радостями». Однако от года к году, от спектакля к спектаклю ТМ мало-помалу обрастает и своей аурой, и своей публикой, и... своим репертуаром, в котором зритель очень даже начинает разбираться, сравнивая, скажем, Леонидова и Кортнева, играющих в очередь колоритного бухгалтера Филиппа Степановича...
А что до новых проектов — в них недостатка нет.
— Во-первых, в декабре стартует новогоднее шоу «Планета кукол» — не странно ль для Театра мюзикла?
— К нам пришел Аркадий Ковтун — человек, который создал замечательный коллектив ростовых кукол, - говорит Михаил Швыдкой. - Он и сценарист, и режиссер, чудесный выдумщик. Его «куклы» классно работают с залом, с детьми, объездили много стран (например, в Париже на Рождество часто играли), и мы подумали — почему б их спектакль не адаптировать под наш зал на Новый год? Однако из этого постепенно вырисовывается более глобальная идея: разве неинтересно поставить у себя целиком кукольный мюзикл? Мне кажется, можно попробовать. Поглядим.
— А то для многих мюзикл — очень конкретный тип музыкального искусства...
— Я с этим не согласен. Мюзикл — это любой музыкальный спектакль, мы широко ориентируемся, тем более, детского спектакля нам как раз не хватает. Так что с Ковтуном, надеюсь, срастется и на будущий год мы поставим нечто совсем новое...
— Но вы ж, к слову о детском, запускаете работу над «Золушкой»?
— Вышло так, что когда мы окончательно всё взвесили, проанализировав и пьесу, и музыку, то решили изменить официальное название с просто «Золушки» на «Золушку.16+». Хотя на нее мы будем пускать детишек, начиная с 12-ти: 12-летние девочки почему-то очень хотят быть 16-летними, казаться взрослее...
— Творческий коллектив «Золушки» определился?
— Конечно: автор пьесы в стихах Дмитрий Быков, композитор Раймонд Паулс, режиссер Дмитрий Астрахан. Всё уже, в сущности, написано; режиссер любит авторов, и после Нового Года начнется активный репетиционный процесс. Уверен, нас ждет удача. Хотя, повторяю, спектакль получился взрослее, чем ожидалось.
— И это здорово, что Раймонду Паулсу оказалась близка эта тема...
— Когда я позвонил ему летом, он стал мне говорить, что «ему много лет, он устал и ничего вообще не хочется». Но ровно через полтора-два месяца, уже в конце августа Раймонд наиграл мне практически весь первый акт, сделанный вчерне. Услышав музыку, скажу честно, я пришел в восторг. Чуть позже мы поехали к Паулсу вместе с нашим хормейстером-постановщиком Татьяной Солнышкиной и главным дирижером Сергеем Иньковым: к тому времени Раймонд вместе со своими друзьями уже записал на студии 20 номеров. И как мы все, услышав это, обрадовались! Это свежая музыка, абсолютно живая, стилистически угадывающая мелодику 30-х годов, этакая добрая мюзикльность как из «Белоснежки и семи гномов», но с — одновременно — современными ритмами; в общем, соответствующая стихам Быкова. Ведь не все же композиторы способны уловить стиль новой поэзии. Раймонд уловил.
— То есть, с точки зрения музыкальной «Золушка» на 90% готова?
— Я бы сказал, да. В идеале планируем выпустить «Золушку» в мае — начале июня. Такая, знаете ли, очень современная «Золушка», она и заканчиваться-то будет по-другому. 20 декабря снова едем к Паулсу в гости, будем уже работать над аранжировками. Я мечтаю вытащить Раймонда на читку пьесы и, заодно, очень попрошу, чтобы он сделал концерт у нас, в ТМ. Мы вообще хотим ввести в моду этакие эксклюзивные концерты — раз в месяц что-то совершенно неожиданное...
— Идущая небольшими блоками «Жизнь прекрасна!» — это, в общем, такой же эксклюзив: шутка ли — Полад Бюль-Бюль Оглы поет!
— А мне очень важно, чтобы зрители получали добрый заряд энергии от артистов, которых они очень любят. Ведь... осталось очень мало народу. Когда я начинаю думать: «А кто остался?», делается очень грустно, — много ли фигур уровня Паулса, Гладкова, Полада Бюль-Бюль Оглы?... Иных уж нет, иные вышли в тираж. Так что новогодний блок «Жизни прекрасной» мы постараемся разукрасить разными лицами, которые, может, и нечасто попадают на телеэкраны, но любимы по-прежнему, как некие легенды, образчики хорошего вкуса.
— Но имен вы не называете?
— Нет, это станет для всех сюрпризом. Но продолжая разговор о премьерах: поскольку канадская цирковая команда «Семь пальцев» выступила у нас очень успешно, привлекая к ТМ новую публику, мы решили, что они нам приносят удачу, и на следующий сезон пригласим их обязательно: скоро едем смотреть на их новый спектакль... Кроме того, несмотря на трагические обстоятельства, Андрон Кончаловский вместе с Юрием Ряшенцевым доделывают второй акт «Преступления и наказания». Так что, как только выпустим «Золушку», сразу займемся репетициями «Преступления»... то есть сезон 2014-2015 гг. обязательно хотим ознаменовать двумя премьерами (равно как и двумя «приглашенными проектами» — кукольным мюзиклом и философской акробатикой «Семи пальцев»).
— А «Растратчики» и «Времена» так и будут идти?
— Конечно. Мы все-таки хотим делать репертуарный театр плюс какие-то эксклюзивы... А сейчас у меня на столе лежит (пока в качестве идеи) вообще удивительный проект, которым я очень увлечен. Не знаю, правда, что получится: Игорь Кохановский написал замечательную джазовую пьесу «Ревизор» — парафраз гоголевского «Ревизора», но написанный стихами для мюзикла (мейерхольдовский ход — поэзия специально выстроена под музыку, и она, поэзия, меня буквально заворожила). И сейчас мы ломаем голову...
— Джазовый «Ревизор» — это однозначно хит.
— Да, но кто нам будет писать музыку? Претенденты были разные, но... не знаю. Имени композитора, к которому склоняюсь, пока не назову. История эта дорогая, тяжелая, и мы рассчитываем ее не раньше сезона 2014-15 гг. Мюзикл будет называться «Господин из Петербурга». Так что планов миллион, плюс совершенно современные затеи... Приходите!
У театра есть один недостаток, мягко переходящий в достоинство: находится он не в центре — в стенах легендарного реконструированного ДК им Горбунова близ Филевского парка. От метро «Багратионовская» 10 минут пешком. Зато здесь немаленькая бесплатная парковка: но выезжать надо заранее, на Большой Филевской всегда в районе шести-семи вечера пробка. И еще маленький совет автомобилистам: к театру есть официальный подъезд либо с Новозаводской улицы, либо с Физкультурного проезда; не вздумайте после спектакля на радостях пытаться выехать по довольно широким пешеходным путям на Барклая или Большую Филевскую — продолжение приятного вечера в обществе сотрудников ГИБДД вам гарантировано.