На переправе Райкова меняли

Саратовскому ТЮЗу не оставят ни старого здания, ни прежнего директора

Один из лучших детских театров страны — Саратовский ТЮЗ им. Киселева — лихорадит. В начале октября прошлого года там случился пожар, в результате чего сгорело историческое старое здание. Следующим звеном в цепочке несчастий стало отстранение от работы до окончания следствия директора Валерия Райкова. Дело завершил приказ министра культуры области — Райков, один из лучших театральных директоров в РФ, уволен. Почему местное начальство расстается с высоким профессионалом и что стоит за всей этой историей, разбирались журналисты «МК».

Саратовскому ТЮЗу не оставят ни старого здания, ни прежнего директора

Кто бы мог предположить еще полгода назад, что такой колосс, как Саратовский ТЮЗ, пошатнется? Четыре сцены (по две в старом и новом здании), 52 названия в репертуаре, международные проекты, режиссерские и драматургические лаборатории, постановки иностранных режиссеров — в общем, жизнь в Саратовском детском театре кипит, и некоторые столичные коллеги ему завидуют. К тому же на открытии нового здания (к слову, его строили более 20 лет) областное начальство толкает речи, «как Саратов гордится своим ТЮЗом, его традициями, двумя зданиями, работающими на полную мощность». Но это, как говорится, вывеска. А за ней…

Как только ТЮЗ получил новое здание и начал туда переносить репертуар, прямо и косвенно в городе начали говорить о том, что два здания детям — слишком жирно. Если бы ТЮЗ был ординарным провинциальным очагом культуры, с этим доводом можно было согласиться: действительно, жирно, действительно, делиться надо. Хотя никакого конкретного претендента на лакомый кусочек недвижимости в центре Саратова не было, в основном прожекты: «а давайте вселим туда Дом национальностей, погоревшую филармонию, создадим школу для одаренных детей». Даже объектов этих не существовало, но, как известно, важнейшим из всех искусств теперь для нас является недвижимость. Одна проблема: директор театра Валерий Райков — хороший управленец, но очень неудобный человек, непокладистый, неугодливый и слишком самостоятельный. На его активной деятельности держится театр.

Как только министр культуры Светлана Краснощекова передала Райкову приказ об увольнении «без объяснения причин», в ТЮЗе тут же собрали коллектив. Звоним худруку Юрию Ошерову.

— Юрий Петрович, что было на этом собрании?

— Собрали людей срочно, кого могли, — человек около 200. Всем присутствующим зачитали открытое письмо к губернатору Валерию Радаеву. Это наше уже второе обращение к нему — первое осталось практически без внимания. Вдруг на собрании появилась министр культуры. За три с лишним месяца, что случился пожар, она ни разу не была в театре, ни разу не спросила: «Как у вас дела? Чем помочь?» А тут пришла. Ребята ее спросили: «Конкретно за что вы увольняете нашего директора?» Внятного ответа не последовало.

Непосредственно уволила г-на Райкова министр культуры области Светлана Краснощекова, которой мы и позвонили в Саратов:

— Объясните причины, а то ведь коллектив — за прежнего директора...

— Давайте не будем обсуждать, большинство за Райкова или меньшинство, — это спорно. Были же иные письма от артистов, недовольных низкими зарплатами... С приказом Райков ознакомлен, его подписал. Конечно, ему обидно. Но снятие — результат не одного дня. Мы тщательно изучили ситуацию. Причина не в возрасте. Он не справился как лидер, как менеджер...

Министр в осторожных формулировках намекнула на нелогичность наличия безразмерного административного штата и труппы.

— У вас есть новый кандидат?

— Безусловно. Их несколько. Но должно пройти время. Думаю, что кресло займет более молодая персона. Худрук, разумеется, останется прежним: к творческой составляющей нет никаких вопросов. И посещаемость всегда была хорошая: в ТЮЗ традиционно идут целые классы, целевая аудитория.

Ключевой вопрос — останутся ли за театром две сцены (старая и новая). Г-жа Краснощекова дала нам понять, что ТЮЗ лишится прежнего здания, хотя «вопрос о двух площадках еще обсуждается». Прежнее же место «однозначно останется в культуре», став еще одним детским учреждением.

Но вернемся в театр: в каком сейчас состоянии сгоревшее здание?

— По сути, остались только фасад и внутренние несущие стены, — говорит Ошеров. — Потолок над залом и сценой сгорел полностью. Все обещания немедленно начать восстанавливать здание после пожара так и остались в воздухе. Ничего не делается: снег, дождь… все это окончательно разрушит то, что осталось.

Многие в городе считают, что разрушение здания — кому-то на руку: на месте театра построят эффективно зарабатывающие центры и не вспомнят ни про школу одаренных детей, ни уж тем более про мифический Дом национальностей. Схема известная, проходили не раз: пожар — новая стройка — новый хозяин. Следствие должно было закончиться в январе, но сроки уже перенесены на февраль.

— Юрий Петрович, как же теперь работает театр? Ведь декорации многих спектаклей, мы знаем, сгорели?

— Да, мы потеряли декорации пяти спектаклей полностью. Сейчас восстанавливаем. Играем все на большой сцене, не отменили ни одного спектакля, но трудно.

— Вот вам и скажет начальство: «Если вы можете играть в одном здании, зачем ТЮЗу два?»

— Как только открыли новый ТЮЗ и пошли разговоры о переселении, мы просили до конца года провести мониторинг, анализ того, как театр работает в двух зданиях одновременно, насколько это эффективно, а уже потом принимать решение. Но случился пожар…

А может, и не случился, и не случайно произошел? По какому поводу крик — одним театром больше, одним меньше, тем более детским? Дети в нашей стране, как показали последние решения Государственной думы и чиновников на местах, наше все. Поставим вопрос иначе — а чем еще Саратов может гордиться: разбитыми в центре дорогами или обшарпанными фасадами домов?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру