Не проморгать бы новую Гагу...

За молодыми зарубежными музыкантами началась новая слежка

30 января 2014 в 20:22, просмотров: 2587

В то время, когда читатели «МК» и фэны «ЗД» увлеченно подводят итоги года, голосуя за номинантов премии ZD AWARDS-2013 (голосование на сайте «МК» продолжается, и свои голоса оставили уже более 200 тысяч человек), британская корпорация Би-би-си на рубеже годов традиционно, прилежно и старательно исполняет обязанности главного музыкального детектива и оракула, выбирающего из пестрой колоды современных исполнителей тех, за творческими экзерсисами которых в очередном году стоит наблюдать особенно пристально. Это уникальный чарт, ибо он не резюмирует уже свершившееся, как это делают обычно, а предсказывает будущее. Результаты этих гаданий на музыкальной гуще оглашаются в рейтинге BBC Sound of..., который составляется на основе опроса экспертов музыкального бизнеса и поп-культуры.

Не проморгать бы новую Гагу...
Сэм Смит (скриншот видео, опубликованного на сайте youtube.com, пользователем Sam Smith)

Итак, в 2014-м, как уверяют авторы этого прогноза, под микроскопом окажется Сэм Смит из Кембриджшира — 21-летний юноша с нежным по-девичьи лицом и запоминающимся звучным голосом, поющий электронный соул. «У меня нет слов!» — расчувствовался юный Смит в интервью Би-би-си. Зато есть что и как спеть, уверены эксперты. Своим вокалом юный артист уже обрек в прошлом году на успех два, пожалуй, самых модных сейчас английских электронных проекта: танцевальный дуэт Disclosure, с которым сделал трек Latch, и группу Naughty Boy (песня La La La). Последняя добралась до верхушки британских чартов, но на этом амбициозный юноша не остановился. Решив не прятаться за чужими спинами, Сэм с головой нырнул в сольное творчество и готовится выпустить в мае дебютную пластинку The Lonely Hour, первые синглы с которой — Lay Me Down и Money On My Mind — уже можно послушать в Интернете. К «обновленному r’n’b», как еще называют направление, в котором экспериментирует Сэм, критики присматривались, а точнее, прислушивались, уже три года, помещая его представителей на вторые места своих ежегодных рейтингов.

В 2011-м эту позицию занял сын известного рок-исполнителя Джеймса Лахерланда Джеймс Блейк, которого многие и считают пионером стиля, причем ставшим им под чутким продюсерским руководством отца. Блейк сделал r’n’b более тонким и романтичным, что позволило любителям жанра воспринять эту музыку по-новому. Из аккомпанемента к клубным танцам композиции r’n’b превратились в полноценные песни, которые можно слушать, не только танцуя, но и анализируя смысл. В 2012-м «серебро» от Би-би-си досталось Фрэнку Оушену, который, кстати, стал не только продолжателем модной музыкальной тенденции, но и первым чернокожим исполнителем хип-хопа, открыто заявившим о своей гомосексуальной ориентации. В 2013-м, когда адепты нового стиля уже резко стали набирать обороты, на вторую строчку попал дуэт AlunaGeorge, миксующий соул с электропопом. И вот наконец победа жанра восторжествовала: Сэму Смиту выпала честь стать первым его представителем, которому досталось главное место в «пророческом» рейтинге.

Конечно, музыканту, несмотря на уже обрушившийся на него успех и узнаваемость в узких пока кругах, придется постараться, чтобы оправдать возложенные на него надежды. Учитывая актуальность стиля, конкуренция в нем сейчас очень высока. Как говорится, не Смитом единым. Тем не менее, вспоминая предыдущие прогнозы Би-би-си, велика вероятность того, что Сэм сумеет удержать позицию «намбер ван» и дать еще большую фору молодым коллегам по цеху. Предсказания британского «оракула» сбывались уже не раз.

История Адель — самый показательный пример того, как сказка стала былью. Корпорация Би-би-си напророчила ей успех еще в 2008-м, когда певица выпустила первую пластинку «19», высоко оцененную критиками и слушателями, а через два года после выхода альбома «21» последовал уже стремительный взлет певицы на олимп шоу-бизнеса. «Первый блин» Би-би-си в 2003-м, когда, собственно, началась история ежегодных опросов, тоже не вышел комом: главным дебютантом назвали рэпера 50 Cent, который потом еще пять лет держал в благоговейном трепете все мировое хип-хоп-сообщество, пока на пятки ему не стал наступать Канье Уэст, нынешний фаворит слушателей, признанный в прошлом году одним из самых трудолюбивых зарубежных музыкантов. Не ошиблись эксперты и в 2007-м, избрав «главной надеждой» певца Мику, грозой (правда, довольно кратковременной) пронесшегося над танцполами всего мира. В 2004-м критики угадали развившуюся потом тенденцию, отдав первое место группе Keane, обошедшей Franz Ferdinand. Keane по сути стали законодателями новой моды, точнее, двигателями возвращения старой: они заиграли рок, построенный на клавишном, а не на гитарном звучании. Клавиши уже вытесняли гитары с развитием музыкальных технологий еще в начале 80-х, когда золотой фонд классического рока за рубежом был уже создан и исполнителей вместе с поклонниками потянуло на «сладенькое», то есть на свежее звучание синтезаторов. В подтверждение теории, что история движется по спирали, гитарные позже снова вернулись в фавор, а в середине нулевых, во многом благодаря таким командам, как Keane, опять стали вытесняться клавишными, что и предсказали в какой-то степени эксперты Би-би-си.

В одном из рейтингов участники опроса также напророчили успех Элли Гулдинг, да и дебютная пластинка калифорнийского трио Haim — прошлогоднего победителя, успевшего впоследствии приобрести внушительную массу поклонников и выступить на крупнейших зарубежных фестивалях, — была оценена по достоинству. Не раз удавалось угадать даже со всеми пятерками фаворитов. Например, за спиной венценосной Адель остались Foals, MGMT, Vampire Weekend — инди-группы, которые позже прославились в своем направлении благодаря смелым экспериментам. В год, когда первой стала Элли Гулдинг, за ней «паровозом» шли Джесси Джей, Марина Диамандис и вышеупомянутый Джеймс Блейк, ставшие, хоть и менее популярными, но все же состоявшимися и коммерчески успешными исполнителями. Конечно, и на старуху бывает проруха. В 2012-м на первую строчку рейтинга попал соул-певец Майкл Киванука, но настоящим открытием года стал впоследствии альбом Фрэнка Оушена Channel Orange, которого незаслуженно отодвинули на второе место, а в 2009-м и вовсе случился конфуз: уделив слишком большое внимание Литл Бутс, критики проморгали будущую звезду Леди Гагу с ее первыми опусами, вызывавшими у высоколобой критики больше насмешек, чем серьезного отношения.

Когда делаются ставки на будущее, ошибки и промахи неизбежны. Тем не менее рейтинг Би-би-си считается, пожалуй, весьма квалифицированным и объективным прогнозом. Среди 170 экспертов, участвующих в опросе, — музыкальные редакторы, критики, блогеры, продюсеры, ведущие различных радио- и телевизионных шоу, люди, которые уже много лет варятся в котле шоу-бизнеса, так или иначе следят за тенденциями, находясь на разных наблюдательных «вышках». Каждый из них называет и распределяет по призовым местам трех музыкантов, которые, на его взгляд, удивят публику своими успехами в наступившем году. Это могут быть исполнители из разных стран, играющие музыку любых жанров, относительно недавно появившиеся на сцене. Последнее условие является обязательным. Выбирать также можно только тех артистов, которые не доходили и до четвертьфиналов крупных музыкальных конкурсов и шоу талантов. А если у кого-то из претендентов уже есть записанные альбомы и синглы, они не должны были входить в двадцатку хит-парадов. Нельзя номинировать и тех исполнителей, с которыми у участников опроса были личные или финансовые отношения. В общем, организаторы стараются делать все, чтобы общее мнение было непредвзятым, а выбор объективным. Такой подход приносит свои плоды. Теперь осталось понаблюдать, сработает ли эта схема в 2014-м и превратится ли молодой Сэм Смит из привлекательного, но все-таки еще робкого дельфина в настоящую акулу шоу-бизнеса.



Партнеры