В списках не значится

100 важнейших книг предлагают выбирать по местечковому принципу

«Список 100 книг», обязательных для прочтения каждым школьником, продолжает вызывать кипение страстей. С января 2012 года этот список никак не удается сформировать. Педагоги, министерские работники, родители никак не решат, что необходимо прочесть их детям. Сами же дети, похоже, читать вообще не собираются. На днях состоялось очередное собрание Всероссийского педагогического собрания. К обсуждению перечня примкнули и члены Союза писателей России.

100 важнейших книг предлагают выбирать по местечковому принципу

«Тот список, который сейчас сформирован Санкт-Петербургским госуниверситетом, вполне соответствует столичным вкусам, — говорит литературный критик, статс-секретарь Союза писателей Лариса Баранова-Гонченкова. — Однако всем известно, что великие русские произведения рождаются не в столице, а в провинции. Поэтому наша задача в рамках этого проекта — вывести провинциальных писателей из вынужденной резервации».

Напомним, что список 100 книг (официальное название «100 книг — основа российской культурной идентичности») будет предназначен для внеклассного чтения. А все, что предусмотрено образовательной программой по литературе, останется прежним. Тендер на составление списка выиграл Санкт-Петербургский государственный университет — он этот перечень подготовил и передал Министерству образования. Однако активное обсуждение итоговой версии 100 великих произведений продолжается.

В рамках Педагогического собрания шли прямые включения из самых разных уголков нашей страны. И каждый учитель, каждый директор школы отстаивали своего любимого писателя, которого в списке не увидели. «Ростовчане, например, не нашли среди 100 лучших книг Михаила Шолохова, — рассказывает председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. — Естественно, они возмутились — ведь их земляк великий писатель, нобелевский лауреат. Также в санкт-петербургской версии нет Гоголя, Щедрина, Бажова. А вот, например, Чингиза Айтматова («Белый пароход». — Авт.) включили в 100 лучших. Хотя это его довольно раннее произведение, кроме него есть и другие. Мы считаем, что нужно подобрать не 100 лучших книг, а 100 лучших писателей, и пусть уже учителя на местах сами решают, какое конкретное произведение больше подходит их городу и местности».

Сотрудник Минобразования Ирина Трипольская рассказывает о том, через какие бурные обсуждения пришлось пройти министерским работникам при составлении списка: «Нам Путиным было поручено выбрать книги совместно с Минкультуры, РАН, общественными организациями и даже религиозными конфессиями. Кроме того, хотелось учесть и мнения людей, активно обсуждающих список на нашем официальном сайте. Сначала мы предложили всем желающим прислать свои предложения — получили 5540 произведений! Из этих пяти тысяч вычеркнули книги, входящие в школьную программу, составили рейтинг самых популярных. Потом взяли карту России и нанесли на нее великие произведения, относящиеся к тому или иному региону (по содержанию, месту действия и т.д). Большая работа была проделана. Таким образом мы получили перечень из 1050 произведений. Составили авторитетную рабочую группу, которая сократила список до 200. С этими двумя сотнями мы думали-думали, но ничего сделать не могли. Так и отправили в правительство. Но нам его вернули, попросив все же оставить именно 100. Мы тоже предлагали оставить именно авторов, а пусть уж люди сами решают, какое произведение читать. Однако правительство настаивало на конкретных произведениях. Пришлось все-таки убрать 100 пунктов в списке. В августе передали его в правительство. Насколько я знаю, и в Белом доме поработали с перечнем 100 лучших, говорят, он изменился процентов на 30. Но окончательное решение остается за ними».

Голосование на официальном сайте министерства продолжается. Но главное, что отмечают все спорщики, — благодаря проекту вырос интерес к книгам у простых россиян и школьников.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру