«Тот список, который сейчас сформирован Санкт-Петербургским госуниверситетом, вполне соответствует столичным вкусам, — говорит литературный критик, статс-секретарь Союза писателей Лариса Баранова-Гонченкова. — Однако всем известно, что великие русские произведения рождаются не в столице, а в провинции. Поэтому наша задача в рамках этого проекта — вывести провинциальных писателей из вынужденной резервации».
Напомним, что список 100 книг (официальное название «100 книг — основа российской культурной идентичности») будет предназначен для внеклассного чтения. А все, что предусмотрено образовательной программой по литературе, останется прежним. Тендер на составление списка выиграл Санкт-Петербургский государственный университет — он этот перечень подготовил и передал Министерству образования. Однако активное обсуждение итоговой версии 100 великих произведений продолжается.
В рамках Педагогического собрания шли прямые включения из самых разных уголков нашей страны. И каждый учитель, каждый директор школы отстаивали своего любимого писателя, которого в списке не увидели. «Ростовчане, например, не нашли среди 100 лучших книг Михаила Шолохова, — рассказывает председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. — Естественно, они возмутились — ведь их земляк великий писатель, нобелевский лауреат. Также в санкт-петербургской версии нет Гоголя, Щедрина, Бажова. А вот, например, Чингиза Айтматова («Белый пароход». — Авт.) включили в 100 лучших. Хотя это его довольно раннее произведение, кроме него есть и другие. Мы считаем, что нужно подобрать не 100 лучших книг, а 100 лучших писателей, и пусть уже учителя на местах сами решают, какое конкретное произведение больше подходит их городу и местности».
Сотрудник Минобразования Ирина Трипольская рассказывает о том, через какие бурные обсуждения пришлось пройти министерским работникам при составлении списка: «Нам Путиным было поручено выбрать книги совместно с Минкультуры, РАН, общественными организациями и даже религиозными конфессиями. Кроме того, хотелось учесть и мнения людей, активно обсуждающих список на нашем официальном сайте. Сначала мы предложили всем желающим прислать свои предложения — получили 5540 произведений! Из этих пяти тысяч вычеркнули книги, входящие в школьную программу, составили рейтинг самых популярных. Потом взяли карту России и нанесли на нее великие произведения, относящиеся к тому или иному региону (по содержанию, месту действия и т.д). Большая работа была проделана. Таким образом мы получили перечень из 1050 произведений. Составили авторитетную рабочую группу, которая сократила список до 200. С этими двумя сотнями мы думали-думали, но ничего сделать не могли. Так и отправили в правительство. Но нам его вернули, попросив все же оставить именно 100. Мы тоже предлагали оставить именно авторов, а пусть уж люди сами решают, какое произведение читать. Однако правительство настаивало на конкретных произведениях. Пришлось все-таки убрать 100 пунктов в списке. В августе передали его в правительство. Насколько я знаю, и в Белом доме поработали с перечнем 100 лучших, говорят, он изменился процентов на 30. Но окончательное решение остается за ними».
Голосование на официальном сайте министерства продолжается. Но главное, что отмечают все спорщики, — благодаря проекту вырос интерес к книгам у простых россиян и школьников.