Прощай, советский МНС!

Эра младших научных сотрудников в нашей стране подошла к концу

С 2014 года Минобрнауки запускает новый научный проект — «1000 лабораторий», сообщил в пятницу глава ведомства Дмитрий Ливанов. Он строится не по советским, а по мировым образцам. И включает в себя финансирование не по вузу, а по лаборатории, ведущей конкретный научный проект; продление сроков контракта с нынешнего года до 5 лет; а также замена «вечных» МНСов советского образца западниками-постдоками на временном контракте.

Эра младших научных сотрудников в нашей стране подошла к концу

— С 2014 года мы запускаем новые федеральные программы поддержки науки. Одна из них — проект селективной поддержки научной деятельности, который мы назвали «1000 лабораторий», — рассказал об идеологии новшества Дмитрий Ливанов. — В его рамках 1 тыс. коллективов получат крупные гранты на создание новых или развитие уже существующих лабораторий, ведущих научную работу по определенным направлениям. Объем финансирования — 10—20 млн рублей в год в зависимости от профиля исследований. При этом ограничений по тематике не будет: в конкурсе на получение такого гранта смогут участвовать как «технари», так и гуманитарии.

Заявленные суммы — уже новость. До сих пор существовали либо небольшие гранты в сотни тысяч рублей, либо многомиллионные мегагранты (первые для отечественных, вторые — для зарубежных исследователей). Но «1000 лабораторий» не только заполнит сложившийся интервал. По-новому здесь будет все.

Прежде всего грантополучателем станет не вуз или научный институт, а конкретная лаборатория, которую откроет с нуля (или разовьет на уже имеющейся базе) ученый, придумавший данный проект. При этом бюджетное финансирование этой деятельности наконец обретет «человеческое лицо»: контракт, под который выделяются средства, продлится не год, за который ничего нельзя успеть, а 5 лет.

Получение статуса одной из «1000 лабораторий» пойдет на конкурсной основе. Соискатель описывает концепцию своей лаборатории, ее предполагаемый коллектив и место — вуз или научный институт, где он ее хочет открыть. Очень важно, что работать в лаборатории будут не МНСы советского образца, лишенные всяких перспектив повышения, а основная «тягловая сила» науки западных университетов — постдоки (в приблизительном переводе — выпускники вузов, аспиранты). Принципиальная разница заключается в том, что оформляются они в лабораторию не навечно, а лишь на срок ее существования — в отличие от «вечных» МНС.

Отбор кандидатов пойдет по двум основным направлениям: наукометрические показания претендентов (сколько и чего опубликовал данный ученый) и по результатам экспертизы проекта, проведенной признанными авторитетами в науке. Для надежности — с включением зарубежных. В число критериев наверняка войдет количество опубликованных статей, зарегистрированных патентов и докладчиков, приглашенных на международные конференции.

Способ заинтересовать вузы или институты в том, чтобы приютить такую лабораторию на своей площадке, есть, заверил Дмитрий Ливанов «МК»: «В материальном плане университеты получат накладные расходы — часть гранта, которую вуз может взять себе (по России они сейчас составляют 20—30%, а в мире — до 60%. — «МК»). А в моральном — право учитывать результаты научной работы лаборатории и тем самым повышать свой престиж».

Решение открыть именно тысячу лабораторий возникло из расчета, что в течение пяти лет будут открываться 200 таких лабораторий в год. Больше не потянуть ни экспертам при отборе, ни «мониторщикам» — при оценке их работы. А вот меньше вполне может быть: контроль за качеством заявок, обещают в Минобрнауки, будет очень строгим, и «тянуть» в новые лаборатории никто никого не собирается. Так ли это, мы узнаем меньше чем через год: первый конкурс, уточнил Дмитрий Ливанов, пройдет осенью 2013 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру