Волонтеры недовольны законом о себе

Проект документа не был с ними согласован

Проект закона «О добровольчестве (волонтерстве)», написанный в недрах верхней палаты парламента в ближайшее время поступит на рассмотрение в Государственную думу. Акт предполагает упорядочение, регламентацию а также учёт государством, вероятно, самых светлых и искренних человеческих чувств: сострадания и желания помочь. Несмотря на то, что представители различных волонтерских ассоциаций формально привлекались к подготовке проекта, их основное мнение - «закон не нужен» - сенат проигнорировал.

Проект документа не был с ними согласован

Федеральный закон в целом похож на аналогичные законы субъектов федерации, которые в массовом порядке принимаются в последний год, а также со схожим законом о поисковой деятельности. Суть в том, что правительством создаётся специальный орган, в чьи обязанности будут входить ведение реестра добровольцев, выдача им соответствующих удостоверений-книжек, разработка и реализация программ поддержки волонтёрства.

Предполагается, что добровольческие организации, созданные по инициативе в первую очередь почему-то органами власти различного уровня, а потом уже организационными комитетами и «другими организациями» станут подавать заявки на включение их в реестр. Те, кого в этот реестр соизволят внести, получат некоторые юридические гарантии своего статуса, а также, возможно, им будут компенсированы транспортные расходы и оформлена страховка.

Возмущение волонтеров вызвало то, что финальный текст написали без их участия, хотя в глаза на рабочей группе при Совфеде им вроде как отводилась важная роль. О работе рабочей группы в своём блоге рассказал один из активных участников помощи Крымску Митя Алешковский:

«Каждое заседание этой рабочей группы сводилось к тому, что закон-то собственно и не нужен. Моя позиция была простая, закон не нужен, но если мы не сможем от него отвертеться, то давайте сделаем его таким: государство вводит свои стандарты волонтерства, и те, кто хочет, могут им соответствовать. За это государство раздает какие-то бонусы тем, кто соответствует этим стандартам, и ничего не требует от остальных. Всё. Эта схема не только развивает и стимулирует волонтерство в стране, она еще и не мешает уже работающим организациям Нас просто кинули. Когда поняли, что мы не согласимся на то, чего хочет власть, когда поняли, что мы не дадим своими же руками уничтожить нашу сферу деятельности, когда поняли, что мы не будем ходить строем.”

На самом деле главное пожелание, по всей видимости, учтено — регистрация в реестре не обязательна. Но у закона есть два неявных аспекта.

О первом — политическом — становится всё понятно если вспомнить обстоятельства при которых началось обсуждение закона и его форсированная подготовка. Случилось это сразу после трагедии в Крымске летом 2012 года, когда добровольцы в какой-то момент перехватили главную роль в деле помощи пострадавшим у администрации Краснодарского края и МЧС. При этом организаторами этой помощи были в первую очередь силы околооппозиционные. Пока в город не ввели армейские части, ситуация шла к имиджевой катастрофе для правящей партии: «За все заплаченными вами налоги государство не может вам помочь, а оппозиция голыми руками делает больше». При том, что агитацию в Крымске никто не вёл, такое послание явно прочитывалось. В случае принятия закона этому можно будет успешно сопротивляться: «нет волонтёрского удостоверения? — покиньте зону бедствия, не мешайте работать профессионалам».

Конечно, опасность перерастания волонтёрства в активный протест сильно преувеличена, особенно в условиях спада соответствующих настроений в обществе. Однако такой мотивации было достаточно, чтобы протолкнуть закон, который в результате поможет кому-то и так не бедному заработать ещё больше. Речь о втором аспекте — как бы экономическом. Договоры на страхование и транспорт для реестровых волонтеров вряд ли возможно заключать оперативно, прямо в день бедствия. А это значит, что государство ежегодно будет проводить соответствующие конкурсы между авиакомпаниями и страховыми фирмами. Как сильно можно будет «надуть» реестр мертвыми душами и что потом можно будет провернуть на конкурсах по насквозь ущербному 94 федеральному закону — поле для фантазии отдельных чиновников. Вот в этом, видимо, настоящий смысл закона, принятого несмотря на активные протесты тех, для кого он якобы принимался.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру