Порванный на британский флаг...

Orbital: жажда олдскульного рейва

Столичные поклонники танцевального бита и электронных звуков получили в прошедшем месяце один из самых, пожалуй, дорогих и ценных подарков. Еще бы! В Москву впервые с полноценным живым концертом приезжали ветераны британского рейва Orbital, которых ставят в один ряд с супергруппами типа Crystal Method, Underworld, Prodigy и Chemical Brothers. Оказалось, что клубная музыка, которая по определению призвана находиться в авангарде актуальных тенденций, сама уже обрастает традициями и имеет, как и рок-н-ролл, свой «олдскульный» (старая школа) шарм.

Orbital: жажда олдскульного рейва

Братья Фил и Пол Хартноллы (Phil & Paul Hartnoll) не успели заглянуть к нам в 90-е, поэтому большинство знает их по пластинкам, видеонарезке с фестивалей Glastonbury, саундтрекам к кинобиблии клабберов «В отрыв!» и драме «Пляж» с Леонардо ди Каприо в главной роли. Но в этот раз случилось настоящее чудо, и два зрелых фрика в фирменных светящихся очках прибыли к нам собственными персонами с кучей аналоговых синтезаторов и новым лонгплеем. И сколько бы супердиджеи типа Tiesto или Пола Окенфолда (Paul Oakenfold) высокопарно ни рассуждали о «духе рейва», они вряд ли когда-нибудь догонят Orbital, одних из немногих носителей того самого духа, которых сегодня можно пересчитать буквально по пальцам. Корреспондент «ЗД», от души оторвавшись на олдскульном рейве, расспросил братьев о новом альбоме, старом рейве и актуальных тенденциях в электронной музыке.

— С тех пор, как вышел ваш «Синий альбом», прошло 8 лет. Что заставило вас вновь вернуться в студию и записать «Wonky»?

— Мы не играли вместе 5 лет. Распустив группу в 2004-м, занимались сольными проектами, крутили пластинки в клубах и записывали саундтреки к фильмам. Тогда эта пауза была необходима нам как воздух. Однако спустя время мы осознали, что соскучились по сцене. Тем более непростительно, если бы наш опыт и музыкальный багаж бесследно канули в Лету. Возвращение к студийной работе совпало с возобновлением наших живых выступлений три года назад на фестивале The Big Chill в честь двадцатилетия группы. Мы жаждали продолжения, но для новых гастролей нужен был свежий материал. Поэтому в течение года мы его записывали и адаптировали для своих концертов.

— За эти годы мир электронной музыки изменился до неузнаваемости. Учли ли вы это в новом альбоме?

— Мы не следили за всеми изменениями, а просто захотели записать качественный и востребованный материал, который подходил бы для наших живых выступлений. Ведь концерты — это не только способ общения с поклонниками, но и львиная доля нашего заработка. На продажах музыки не заработаешь — такова сегодняшняя реальность. Только крупные артисты могут себе это позволить, но мы себя таковыми не считаем. Когда мы записывали «Синий альбом», многое на рынке уже изменилось. Продажи пластинок резко снижались из-за музыкального пиратства и нелегального скачивания. Это было начало конца. Уже тогда чувствовалось, что в новом тысячелетии доходы от продаж музыки будут уже не такими, как в 90-е годы прошлого века. В основном, конечно, нелегально музыку скачивала молодежь. С тех пор ничего не изменилось. Это мы, старики, убеждены, что за музыку нужно платить, а нынешнее поколение думает иначе, у них другие взгляды. За эти годы изменился и способ подачи музыки. Теперь треки можно с легкостью скачать из Интернета в цифровом формате. За изготовление виниловых пластинок или компакт-дисков человеку платить просто нет смысла. Пришло время неизбежных перемен, и нам, музыкантам, ничего не остается, как принять эти изменения, смириться и предпринимать попытки адаптироваться.

— Чем «Wonky», на ваш взгляд, отличается от прошлых работ в музыкальном плане?

— На самом деле ничего не изменилось. Мы только освежили звучание Orbital в соответствии с сегодняшними веяниями в электронной музыке. Надо понимать, что «Синий альбом» записывался в тот период, когда мы хотели как можно быстрее завершить карьеру и уйти на заслуженный отдых. Поэтому сроки у нас были сжатые, а думать о далеком будущем и прогрессивных идеях нам уже не было смысла. Другое дело «Wonky», который стал настоящим взрывом идей, катализатором для которого послужило возобновление наших живых выступлений. Два года нам потребовалось для того, чтобы записать идеальный материал, с которым нам не стыдно было бы выходить на сцену. Нас вдохновлял буквально весь окружающий мир: гастроли, музыка, звучащая вокруг, путешествия по различным уголкам планеты.

— Не секрет, что сегодня многие музыканты, никогда ранее не писавшие дабстеп, часто обращаются к этому жанру, чтобы соответствовать модным тенденциям. Вот у вас в альбоме, к примеру, тоже можно обнаружить такой трек — «Beelzedub». Да и название альбома созвучно новомодному направлению «вонки»…

— С «вонки» как музыкальным направлением наш альбом вообще не имеет ничего общего. Это просто игра слов, переводится как «шаткий» или «переменчивый». Уже после выхода альбома я обнаружил, что американцы используют этот термин в отношении музыки. Но это совсем не наш случай. Для нас это совершенно чуждая стезя. Конечно, в «Beelzedub» мы использовали некоторые элементы этого направления, в начале «Never» они тоже присутствуют. Но создание музыки — это как испорченный телефон. Ты имитируешь и повторяешь звуки, которые слышишь вокруг. Затем впитываешь их в себя, словно губка, тщательно перевариваешь, а потом через призму собственного восприятия вновь выпускаешь наружу. Поэтому тот же «Beelzedub» — это наше прочтение дабстепа таким, каким мы его когда-то услышали и полюбили.

— Раз мы начали рассуждать об изменениях в музыке, скажите, какие тенденции вам не нравятся?

— В последнее время мы ощущаем эффект сильного сжатия музыки. Для звука вообще не осталось места. Современная цифровая музыка страдает от чрезмерного уменьшения динамического диапазона. Ограниченность формата MP3 — яркий тому пример. Все-таки старые записи отличаются более высоким качеством звучания.

— На вашей страничке в Интернете я нашел комментарий одного из поклонников вашего творчества, где он признался, что после прослушивания и просмотра видеоклипа на трек «Never» вспомнил, как когда-то сам добирался на автомобиле к месту проведения «нелегальных» вечеринок. Вы ставили целью вернуть ту самую атмосферу «первозданного» рейва и звучание «старой школы»?

— Честно говоря, даже в мыслях такого не было. Повторимся, мы просто хотели записать качественный материал, который подходил бы для наших живых выступлений. Это было единственной целью и основным приоритетом во время записи «Wonky». Да, в нем есть трек «Stringy Acid», который сильно напоминает Orbital двадцатидвухлетней давности, в частности наш первый трек «Chime». «Beelzedub» тоже имеет старую основу, это прямой наследник хита «Satan», но мы ему придали современное звучание. Нам нравятся все эти эксперименты по смешению, но мы, наоборот, хотели обновить звучание Orbital, а не возвращаться к старому наследию.

— А многие молодые музыканты как раз, наоборот, мечтают подражать старому звучанию, которое господствовало в 90-е годы…

— Для нас это выглядит по крайней мере забавным, ведь мы уже наблюдали все это воочию, жили и творили в те времена. А тому, кто сегодня только достиг совершеннолетия, вся эта музыка в новинку. Конечно, мы ни в коем случае не принижаем достоинства молодежи. Просто с возрастом приходит понимание, что все в этой жизни циклично. И сегодня такое понимание дает нам повод вернуться к звучанию прошлых лет. Успех трека «Stringy Acid» является этому прекрасной иллюстрацией.

— Для вас важно оставаться актуальными?

— Да, но мы никогда не задаемся подобным вопросом. Человек всегда находится в центре своего мира, чтобы он ни делал. Для музыкального коллектива это особенно важно осознавать — это всего лишь вопрос верного позиционирования.

— Многие электронные коллективы, гремевшие в 90-е годы, за последние пару лет заметно активизировались — Apollo 440 после девятилетнего молчания выпустили новый альбом «The Future's What It Used to Be», Leftfield порадовали живым сборником «Tourism», вы тоже вот не отстаете со своим «Wonky». Что это — попытки вернуться в строй, напомнить о себе или обострение ностальгии по духу того времени?

— Былые времена все равно не вернешь. И мы не желаем возвращаться назад, а просто хотим наслаждаться старыми пластинками. Нам нравится двигаться вперед, постоянно развиваться. Мы ведь не бросили заниматься музыкой, даже когда прекратили выступать под именем Orbital. И уверен, что никогда не бросим. Пенсия — это явно не наш случай!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру