Торжество дымократии

Два подряд пожара в метро вывели на улицы тысячи москвичей

Создатели недавно вышедшего на экраны фильма-катастрофы «Метро» все же напророчили беду: в среду в столичной подземке произошло серьезное ЧП. Правда, если на экране пассажиров атаковала вода, то в реальной жизни — огонь. И вновь ЧП случилось на многострадальной Сокольнической, или красной, ветке сабвея (той самой, где в марте 2010 года при взрыве двух террористок-смертниц погибли более 40 человек). «МК» пообщался со всеми участниками событий — пассажирами поезда, попавшего в ловушку, пожарными, специалистами подземки, таксистами, отпускниками, не успевшими на самолет... Вывод, как всегда, неутешителен для простых москвичей — к ЧП подобного масштаба город не готов.

Два подряд пожара в метро вывели на улицы тысячи москвичей

«Люди делились друг с другом влажными салфетками»

Всего в результате инцидента в метро, по данным на 17.00, пострадали 66 человек, 18 из них госпитализированы, пятеро в реанимации, четверых быстро выписали. Два пациента находятся в институте Склифосовского, два (54-летняя Галина Мастеркова, сотрудница фонда соцстрахования, и 33-летний Александр Ипо) — в больнице №23 и еще трое (26-летняя Анастасия Румянцева, 43-летняя Марина Полетаева и 47-летняя Ольга Буданова) — в ГКБ №14. 24-летняя Вера Михеева проходит обследование в столичной больнице. Среди пострадавших есть и 15-летняя девочка: у нее обострилась астма.

Пострадавших могло быть и больше: ЧП произошло в 8.30 — самый разгар утреннего часа пик, когда тысячи людей едут на работу. Повезло еще и в том, что Сокольническая линия — не самая загруженная. Как развивались события, «МК» рассказал 42-летний Алексей. Он ехал в первом вагоне состава, остановившегося в тоннеле из-за возгорания.

— Алексей, что вы наблюдали?

— Я сел в вагон на станции «Чистые пруды». Моя работа — на «Юго-Западной», туда я и направлялся. Заметил еще, что во впереди идущем поезде, на который я не успел, моргал свет. Но я не придал этому значения. Мы проехали «Лубянку» и уже на две трети пути к «Охотному Ряду» внезапно остановились. В вагоне было много людей, но не сказать, что он был набит битком.

— Как действовал машинист?

— Он сделал стандартное объявление: типа просим соблюдать спокойствие. Вагон тем временем стал наполняться дымом. Через некоторое время машинист сделал объявление, чтобы люди сели на пол и прикладывали к носу и рту влажные салфетки. С теми, у кого их не было, делились другие пассажиры. По профессии я инженер, по запаху понял, что, скорее всего, горела изоляция. Видимо, произошло короткое замыкание. Люди вели себя довольно спокойно. Там, кстати, были дети, они плакали, но не сильно.

— Долго ли там стояли?

— Минут 15, потом началась эвакуация. Некоторые люди начали выходить через кабину машиниста, а потом открыли правые двери вагона. Мы с другим пассажиром помогли женщинам выйти. В тоннеле, к слову, было не так много дыма. Видимо, сработала противодымная вентиляция.

— За медпомощью многие обращались?

— В вагоне многие говорили, что им плохо. Но тем не менее все встали и пошли. Я был вынужден отпроситься с работы — непонятно ведь, как добираться. Тем более у меня болит голова и до сих пор горечь на языке.

Чтобы пожарным можно было без проблем добраться до места, перекрыли движение на Большой Дмитровке. В других районах «пробки» образовались уже из-за самих москвичей: люди ловили попутки едва ли не на середине проезжей части. Жуткие людские пробки образовались на трех вокзалах, в районе Красных Ворот... К середине дня по Сокольнической линии пустили пробные поезда. Но в 12.53 заискрил кабель уже на перегоне «Охотный Ряд» — «Лубянка». Лишь к 14.30 ситуация более-менее нормализовалась.

Очаг прятался в ящике

Почему же произошел пожар? Скорее всего, ЧП случилось из-за перегрева тягового кабеля в связи с загруженностью ветки. Такое предположение высказал работник электротехнической службы столичной подземки, который участвовал в ликвидации задымления. «МК» поговорил с экспертом.

— Кто первым сообщил о ЧП?

— Машинист поезда на перегоне «Охотный Ряд» — «Библиотека имени Ленина». Он сразу же подал сигнал диспетчеру. Поезд доехал до станции, и только после этого сняли напряжение.

— Кто тушил пожар?

— Пожарная команда метрополитена. Они пошли в тоннель и ликвидировали загорание порошковым огнетушителем еще до приезда команды из города. Кстати, водой все равно такой пожар тушить нельзя. А дым рассосался за несколько минут. Мы изменили режим работы вентиляционных шахт на ускоренное рассасывание. Чтобы потом пустить поезда, подключили резервный кабель.

— Что конкретно случилось в этом тоннеле, откуда пошел дым?

— Очаг задымления находился в так называемом ящике-расцепителе, который снимает напряжение с контактного рельса. Он довольно большой — 1,5 метра в длину и 3 метра в ширину. Там, грубо говоря, находятся 5 кабелей. Среди них — тяговый, его напряжение 750 вольт. Вот он и задымился. Длина поврежденного участка — 3 метра.

— А почему это случилось?

— Судя по всему, кабель перегрелся. Сразу скажу, что этот кабель медный, а не алюминиевый, его не так давно меняли. Течи воды на него быть не могло — так как ящик-расцепитель всегда закрыт. К сведению, таких коробов в тоннеле, как правило, несколько.

— Ходят слухи, что виной всему — ускоренный график движения поездов. Так ли это?

— Я тоже придерживаюсь такого мнения. У нас ведь бывает, что поезда ходят с интервалом в 45 секунд. Естественно, техника не выдерживает таких нагрузок, надо устанавливать дополнительные мощности.

Система пожаротушения в московском метро начала разрабатываться в 1987 году. К 1994 году коренная противопожарная модернизация подвижного состава метрополитена с установкой системы автоматического пожаротушения «Игла» была полностью завершена. В настоящее время этой системой оборудовано почти 100% подвижного состава Московского метрополитена.

«Игла» тушит пожары твердых горючих материалов, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением до 5000 вольт. В пожароопасных защищаемых объемах вагона устанавливаются тепловые извещатели и модули порошкового тушения (исполнительные средства тушения). В системе применяются тепловые извещатели, использующие в качестве термочувствительного элемента батарею из последовательно соединенных термопар.

При увеличении температуры в защищаемом отсеке в кабине машиниста срабатывает световая и звуковая сигнализация. На дисплее Центрального блока контроля и индикации (ЦБКИ) высвечивается информация о месте возникновения возгорания — номер вагона и наименование защищаемого отсека, в котором происходит рост температуры. Затем срабатывают исполнительные средства тушения. Если пожар успешно потушен, система выдает сигнал о снижении температуры.

А КАК У НИХ?

Возгорания и пожары в метро случаются и за границей. Год назад в южнокорейском Пусане 40 человек получили ранения из-за пожара в одном из вагонов. Огонь возник из-за электрических искр, которые спровоцировали возгорание блока питания едущего в тоннеле поезда. На тушение возгорания потребовалось всего лишь 20 минут, эвакуация заняла около часа, после чего движение на линии было сразу восстановлено.

Подобные инциденты происходят и в пекинской подземке, однако они быстро пресекаются. Там установлены две системы автоматической ликвидации пожара. Одна — двухступенчатая система мониторинга, установленная в центре мониторинга и на каждой станции. Другая — автоматическая спринклерная система подачи воды. В туннелях метро есть специальные устройства против задымления, которые немедленно включатся в случае пожара и начнут удалять выделившиеся ядовитые вещества.

Кстати, год назад руководство американского метрополитена приготовило специальное приложение для мобильных устройств, которое не только оповещает о ЧП и любых изменениях в расписании поездов, но и сообщает о местонахождении составов, каждый из которых оборудован специальными датчиками. Увы, в среду лишь одна сотовая компания в Москве позаботилась об оповещении своих клиентов. Остальные стыдливо молчали.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

КРУПНЕЙШИЕ ПОЖАРЫ В МЕТРО МИРА

10 августа 1903 г. — пожар и задымление на станции «Курон» Парижского метрополитена, погибли 84 человека.

18 ноября 1987 г. — вечером на станции «Кингс-Кросс Сент-Панкрасс» Лондонского метрополитена вспыхнул пожар, погиб 31 человек.

28 октября 1995 г. — пожар в метро Баку, погибли 289 человек, были ранены 270.

18 февраля 2003 г. — пожар в метро города Тэгу (Южная Корея), погибли 198, пострадали более 147 человек. Причиной стал поджог, осуществленный 56-летним душевнобольным Ким Дэханом.

Как горела подземка

Зарубежный опыт — штука, конечно, полезная. Но есть примеры и в нашей истории. 20 апреля 1987 г. около восьми часов вечера на перегоне зеленой линии между «Автозаводской» и «Павелецкой» загорелся от короткого замыкания вагон поезда, следующего в сторону центра. Несколько хвостовых вагонов поезда сильно обгорели, а своды и стены «Павелецкой» в зоне разыгравшегося пожара покрылись слоем копоти.

Сразу двумя метропожарами был отмечен 1995 год. Тогда загорелся вагон на красной линии между «Преображенской площадью» и «Сокольниками», а кроме того, пламя разгулялось и на зеленой трассе — огонь подстерег поезд неподалеку от станции «Речной вокзал».

«Огненное происшествие», подобное нынешнему, случилось 5 марта 1996 г. на Кольцевой линии. Как раз в утренний час пик от короткого замыкания загорелся силовой кабель в тоннеле между «Проспектом Мира» и «Новослободской».

Но самая серьезная огненная трагедия произошла в московском метро в 1974 г. Автору этих строк довелось встретиться с бывшим сотрудником Московского управления пожарной охраны Андреем Егоровым:

— Я в тот день как раз дежурил по городу. Возвращались с проверки в районе Курского вокзала втроем на нашей легковой машине. Когда проезжали неподалеку от памятника Дзержинскому на Лубянке, вдруг увидели столб дыма в стороне Кремля, над кварталами, примыкающими к ул. 25-го Октября (нынешней Никольской. — Авт.). Сразу повернули туда. И как раз по рации передают: поступил сигнал со станции «Площадь Революции» — пожар в вестибюле. Подъезжаем — из дверей валит черный дым. Внутри ничего не разглядишь, пришлось двигаться практически на ощупь. Почти сразу же наткнулись на лежащие тела — человек пятнадцать. Видимо, наглотались дыма и потеряли сознание. Мы их вынесли на улицу, потом двинулись вниз на станцию. Электричество уже вырубили, эскалаторы стоят, и на ступеньках в разных местах тоже людские фигуры — кто лежит, кто сидит. Как оказалось при расследовании, на «Площади Революции» велись ремонтные работы, и от искры сварочного аппарата загорелся один из деревянных служебных павильонов, стоявших в конце пассажирской платформы. С этой будки огонь перекинулся на электрические кабели, на шпалы... Насколько мне известно, погибших не было, но в больницы с травмами и отравлениями угарным газом попали многие. Едва успели потушить огонь, приехал 1-й секретарь горкома партии Гришин. Распорядился за один день все на станции привести в порядок. И строго предупредил нас: никаких контактов с газетчиками.

«Пусть в пробках на дорогах тоже справку выдают!»

В среду десятки тысяч москвичей опоздали по своим делам — важным и не важным. Больше всего не повезло тем, кто ехал в аэропорт или на вокзал. А также тем, кому судьба уготовила 5 июня сдавать экзамен в вуз.

Красная ветка метро известна как студенческая — на ее станциях выходят или делают пересадку студенты многих столичных вузов, в том числе Лингвистического университета им. Мориса Тореза (бывший иняз), МГУ (главное здание и большая часть факультетов) и МГИМО. В вузах сейчас как раз сессия.

В пресс-службе метрополитена заверили, что все желающие могут обратиться в службу движения, где им выдадут справку о том, что в этот день имела место задержка движения в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Но, похоже, такая справка никому не понадобилась. В МГИМО проблем вообще не было: «У нас так рано экзамены не начинаются! Так что никто не опоздал».

— У нас экзамены раньше 12 часов никогда не начинаются, иначе на них никто не придет, — пояснил второкурсник отделения международных отношений Антон. — А раз уж взялись справки давать, то пусть в пробках на дороге тоже справку выдают!

В учебной части филологического факультета МГУ нам сказали: «Ну кто-то опоздал, конечно... Но что же мы, не люди? Сдвигали мероприятия, ждали. Возможность для маневра, окно в расписании всегда можно найти. Никаких справок мы не требуем». Расписание Лингвистического университета происшествием в метро тоже никак не омрачено: все студенты и сотрудники прибыли вовремя.

Сильно опаздывавшие на работу решили проехать на такси. И, как часто бывает в подобных ситуациях, обнаружили, что цены взлетели в несколько раз. «Правда, что в связи с пожаром в метро такси от Киевской до Вернадского стоит 2500 рублей?» — спрашивал в социальной сети Twitter пользователь @skvoz_steklo. Несколько человек подтвердили эту информацию.

«Мы не драли цены. Совесть не позволяла, — сказал «МК» частник у станции метро «Улица 1905 года». — Но несколько раз я проехал по центру, подвез людей по обычным ценам. Куда вы собрались? До «Парка Культуры»? 600 рублей. А если будете торговаться, 500». Один мотоциклист согласился подвезти бесплатно. Свои обычные цены называли официальные городские службы такси. У кого-то 20 минут стоят 320 рублей, у кого-то 30 минут — 490 рублей. Далее каждая минута обойдется в 12 рублей. Кто-то сразу объявляет 22 рубля за километр. Днем все службы такси, с которыми связалась наша газета, обещали подогнать машину через 30–40 минут. Все в штатном режиме.

В Не остались равнодушны и простые автомобилисты. Блогеры кинули клич в соцсетях с призывом помочь людям доехать бесплатно.

Метрополитен «отмазал» опоздавших

В результате пожара в метро тысячи людей опоздали на работу. Согласно Трудовому кодексу РФ отсутствие сотрудника на рабочем месте меньше четырех часов подряд считается опозданием, больше — прогулом. Но иногда и незначительные опоздания грозят штрафом или серьезным выговором. Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков уверен, что работодатели должны с пониманием отнестись к опозданиям сотрудников из-за ЧП в московском метро и не применять санкций. Не полагаясь на милость работодателя, можно обезопасить себя от штрафов и выговоров.

Для этого обратитесь в информационный центр Московского метрополитена (телефон: +7 (495) 688-06-00) и получите справку о том, что опоздание случилось из-за сбоя движения поездов в метро. Справка выдается инженером производственно-технического отдела службы движения по рабочим дням — с 8.00 до 17.00, по пятницам — с 8.00 до 15.30 по адресу: г. Москва, улица Гиляровского, дом 37.

Если нет времени ехать, справку можно получить по факсу или электронной почте. Корреспондент «МК» получил справку по электронной почте через три часа после звонка: «Выдана Меликян Т.М. в том, что 05.06.2013 на Сокольнической линии с 8 часов 11 минут до 12 часов 00 минут от станции «Парк Культуры» до станции «Комсомольская» по техническим причинам отсутствовало движение электропоездов. На других участках линии поезда следовали с увеличенными интервалами».

Однако, если работодатель строгий, лучше получить справку в оригинале, а не по электронной почте. «У нас сегодня много сотрудников работает с этими справками. Люди весь день звонят, — рассказала оператор технического отдела службы. — Несколько человек работают над рассылкой электронных справок. Несколько выдают их на руки. Очередей нет, мы работаем быстро».

Если из-за сбоя в метро вы опоздали на поезд или на самолет и имеете претензии к метрополитену, подавайте заявление на имя начальника метрополитена о возмещении материального ущерба с приложением подтверждающих документов, сообщается на официальном сайте Московского метрополитена.

Кто ответит за пожар?

За пожарами под землей пристально наблюдает прокуратура Московского метрополитена. Самый известный случай этого года произошел 5 мая на перегоне «Выхино» — «Рязанский проспект». Там также задымился силовой кабель. Но тогда всему виной были природные катаклизмы: после дождя на  коммуникации попала вода. Тем не менее заместитель начальника службы тоннельных сооружений метрополитена получил строгий выговор. Ему также указали усилить контроль за состоянием кабелей.

Еще один инцидент произошел 12 апреля между станциями «Крылатское» и «Строгино». И вот в этом случае (задымление кабеля привело к остановке движения поездов) уже имел место человеческий фактор. Проверка показала, что на кабеле, смонтированном еще при строительстве этого участка, постепенно разрушилась изоляция. Столь быстрый износ изоляции связан с нарушениями при монтаже коммуникаций. Занималась этими работами дирекция СМУ №4. Однако уголовное дело тогда возбуждать не стали из-за истечения срока давности (поскольку тот случай не привел к жертвам, преступление считалось нетяжким). Ограничились вынесением представления в адрес руководства СМУ.

Сейчас, видимо, метрополитенщики так легко не отделаются. Следственный комитет уже начал собирать доказательства для возбуждения дела по статье 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Под прицелом, скорее всего, окажутся работники служб кабельной сети и тоннельных сооружений метро.

Горит метро? Помоги себе сам

Как вести себя в замкнутом пространстве? Как действовать, когда начинается паника и давка? Как не отравиться угарным газом? — спросили мы психологов и специалистов по выживанию.

Психолог Ольга Буланова: Оказавшись в тоннеле в темном вагоне, важно переключить сознание, не «накручивать» себя, не сосредотачиваться на возникших затруднениях, а подумать о чем-то позитивном. Отвлечься помогут какие-то действия. Мусульмане, например, носят с собой четки. Можно, перебирая бусинку за бусинкой, помолиться. У многих женщин сейчас бусы на шее, их тоже можно превратить в четки, просто сидеть и пересчитывать бусины или отсчитывать страницы книги. Чтобы успокоиться, снять возникшие спазмы и напряжение, можно сделать дыхательные упражнения: медленный-медленный на 4 счета вдох, задержать дыхание на раз-два, и на 4 счета выдох. Человек переключается на отслеживание ритма, а когда считает, то отвлекается.

Врач-психиатр Виктор Ханыков: У оказавшихся в тоннеле людей поневоле учащается пульс, они начинают испытывать удушье, хотя на самом деле физиологически до этого еще далеко, запаса воздуха еще достаточно. Это психологический аспект. В этой ситуации очень важны разговоры с окружающими. Важно пошутить, разрядить обстановку. В каждом вагоне может оказаться человек, который как-то связан с экстремальными ситуациями или попросту является лидером. Он может дать некие советы окружающим, может быть, даже не совсем осмысленные, например: «Отойдите от окон. Если кому-то плохо, освободите пространство. Из дверей будем выходить по двое». Людям важно знать, что некий процесс происходит, что кто-то взял на себя руководство их действиями.

— Если кто-то рядом начинает паниковать, то как человека привести в чувство?

Психолог Ольга Буланова: Можно прикрикнуть: «Прекрати!» То есть дать резкие, четкие, повелительные команды. Надо по возможности выйти из толпы, приблизиться к стене, встать к ней спиной, руки держать полусогнутыми на уровне груди.

Сюжет:

Пожар в метро

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру