Водка подешевеет за счет бензина

Власти снизят акцизы на «беленькую», но повысят на нефть и газ

Госдума приняла приняла в первом чтении законопроект об индексации акцизов на алкоголь и табак в 2015-2017 годах, а также об увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — нефть и газ. Вроде как, вещи несовместимые. Но связь есть. В результате фискальных маневров, победят любители крепкого алкоголя: цены на него серьезно не вырастут. Тот кто предпочитает такси и ездить на заказном транспорте ощутят понятие размера тарифов, когда будут расплачиваться с водителем. Производители бензина отдадут государству гораздо больше — им придется расплачиваться не только за бензин, но и за его качество.

Власти снизят акцизы на «беленькую», но повысят на нефть и газ

Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) документ направлен на минимизацию потерь российского бюджета и синхронизацию фискальной нагрузки с уровнем Белоруссии и Казахстана. Например, за три года ставки таможенных пошлин снизятся до уровня Казахстана на нефть в 1,5 раза, на нефтепродукты в 1,7-5 раз. При этом, предусмотрено поэтапное сокращение акцизов на топливо в 2,2 раза. Автомобильный бензин третьего, четвертого и пятого классов будет облагаться акцизом в 2015 году — 7,3 тыс. рублей за тонну, в 2016 году — 6,2 тыс., в 2017 году — 4,5 тыс. Правда, одновременно вырастут ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат — в 6,5 раза. Благодаря этим изменениям планируется, что бюджет дополнительно получит в 2016 году 247 млрд рублей, в 2017 году — 250 млрд рублей.

Теперь о том, что ближе к народу — о табаке и алкоголе. Порадуют ставки на алкоголь крепостью свыше 9%, которые в ближайшие два года с установленных ранее 600 и 660 рублей снизятся до 500 рублей. Ставки на пиво на трехлетку будут равны 18 рублей за литр, 20 и 21 рубль соответственно. На игристые вина 25 рублей, 26 рублей и 27 рублей. Вина виноградные и фруктовые, а также сидр, пуаре и медовуха будут облагаться растущим акцизом в 8 рублей, 9 рублей, им придется 10 рублей.

В 2015 году ставка на табак будет равна 1,8 тыс. рублей за килограмм, в 2017 годах она вырастет до 2,2 тыс. рублей, на сигареты, папиросы — с 960 рублей за тысячу штук плюс 9,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, до 1,35 тысячи рублей за такое же количество плюс 10,5% расчетной стоимости.

Кроме того, планируется увеличить налог на доходы физических лиц с дивидендов с 9% до 13%, а также симметрично поднять ставку налога на прибыль в отношении аналогичных операций. Ожидается, что федеральный бюджет и бюджеты субъектов получат от этого 32,8 млрд рублей в 2015 году, 35,5 млрд рублей в 2016 году и 38,5 млрд рублей в 2017 году. Наконец, что касается ставки водного налога, то законопроектом предусматривается ее увеличение к 2025 году в 4,65 раза. Экономический эффект оценивается в 13 млрд рублей.

В этих расчетах есть много состыковок. От кризиса 2009 года эта модель не спасла: падение ВВП тогда составило 7,8%. Но не будь резервов, защита от кризиса была бы слабее, а его последствия разрушительнее.

Что делать? Арсенал невелик. Нужно активизировать политические усилия, чтобы прорвать кредитную блокаду санкций. Если прорыв затянется или не удастся, то остаются три возможности.

Первая – ужесточить налоги. Отчасти это уже происходит. С 1 января вводится налог на имущество, рассчитанный из кадастровой (то есть рыночной) стоимости, а не как сейчас из инвентаризационной.

Пока не ликвидирована окончательно опасность появления налога с продаж. Обсуждается и повышение НДС. Но этот путь очевидно ведет к удушению экономики и, что называется, весьма ограниченно годен.

Вторая возможность – снижение госрасходов. Фактически происходит и это, иначе у российского федерального бюджета не было бы столь значительного профицита. Расходы будут сокращаться и дальше. Думаю, о знаменитых майских указах Путина от 2012 года, предусматривающих, в частности, значительный рост социальных расходов, впредь говорить будут все меньше и все тише. При этом понятно, что в сложившихся условиях расходы на оборону и безопасность уменьшаться точно не будут.

В бюджет уже мобилизованы все резервные фонды. Так что здесь поиск новых защитников российской экономики от наступающего кризиса тоже ничего не даст.

Но есть и третья возможность. Это мобилизация ЦБ на защиту экономики. Сначала об этом тихо с оглядкой поговаривали на рынке, потом в полный печатный голос к этому призвал министр экономического развития Алексей Улюкаев. Есть еще и возможность запустить руку в резервы ЦБ.

Тогда выстраивается не просто пожарный ответ на имеющийся вызов, а новая модель регулирования. Она не должна ограничиваться мобилизацией ЦБ на решение проблем долговых выплат. В развернутом виде новая модель может означать инвестиционную поддержку ограниченного числа действительно приоритетных проектов. Иной вариант инвестиционной подпитки экономики не просматривается.

Руководство ЦБ возможность своей мобилизации на принудительные работы по поддержке экономики решительно отвергает, приводя доводы из учебников по рыночной экономике. Но была бы российская экономика в полной мере рыночной, вопрос бы, скорее всего, стоял иначе. Сейчас же чем дальше, тем меньше возможностей избежать такую мобилизацию.

Что ж, в свое время женский батальон оборонял Зимний, - правда, безуспешно. Похоже, Эльвире Набиуллиной и Ксении Юдаевой предстоит задуматься о том, что делать, если им будут вручены повестки выступить в армию защиты экономики.

Сюжет:

Рост цен и падение рубля

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру