Кто портит трассы, тот и платит

Зачем будоражат дальнобойщиков?

26 ноября 2015 в 09:00, просмотров: 9877
Кто портит трассы, тот и платит
фото: Кирилл Искольдский

Заплатил – проезжай

Более половины общего вреда, наносимого федеральным трассам, приходится на транспортные средства с разрешенной массой свыше 12 тонн — именно такие данные приводит Федеральное дорожное агентство. По оценкам, ежегодный ущерб, наносимый дорожному полотну, составляет 180 млрд руб. Сумма огромная, и совершенно очевидно, что рано или поздно это должно было случиться – на дорогах России вступил в действие новый закон, работающий по справедливому правилу «кто наносит вред трассе, тот и должен заплатить за эксплуатацию». Это касается не всех налогоплательщиков станы, а именно тех, для кого дорога — это бизнес.

С 15 ноября заработала система обязательной платы за проезд фур по федеральным трассам «Платон». Отныне владельцы грузовиков должны платить 1,5 рубля за километр. В последующем тариф составит до 3 рублей. Система создавалась для привлечения внебюджетных средств в развитие дорожного хозяйства, все заработанные средства напрямую поступают в дорожных фонд и будут направлены на обеспечение поддержания автомобильных дорог.

Первые плоды

За несколько дней работы система дала реальные результаты. По данным Минтранса, с 15 по 24 ноября сборы в системе «Платон» составили 421 миллион.

Несмотря на суматоху во время старта и хакерскую атаку, дальнобойщики поехали. За этот период участниками движения по федеральным дорогам приобретено 514 тысяч маршрутных карт, которые являются альтернативой бортовому устройству, а их, в свою очередь, системе сейчас задействовано 200 тысяч. Общее количество зарегистрированных транспортных средств порядка 600 тысяч.

Разумеется, определенные проблемы с системой есть, однако их размер, как и размер сбора (например, сбор с большегруза за проезд по маршруту Белгород – Москва составит 969,12 рублей), слабо соотносится с размером противодействия новой госсистеме.

Эксперты недоумевают, кто же стоит за хакерской атакой, почему лидерами протеста стали коммунисты?

Пора выйти из тени

По стране прокатилась волна так называемых акций протеста.

Только создается впечатление, что не всё так просто в этой истории. По словам замруководителя Росавтодора Дмитрия Прончатова, очевидно, что система выявит серую часть рынка и заставит ее выйти из тени: платить налоги, соблюдать режим труда и отдыха водителей.

Эксперты считают, что рынок наличной торговли в московском регионе только по овощам и фруктам составляет минимум в 1 миллиард рублей в месяц. Основной поток приходится с южных направлений России. А серый рынок древесины и строительных материалов из нее — это около 2,2 миллиардов рублей в месяц. В итоге теневой оборот товаров в стране достигает десятков миллиардов рублей в месяц. Могут ли быть недовольные в связи с введением новой системы? Очевидно, да.

Без аналогов

Что же касается системы, о которой поднялось так много шума, но известно так мало фактов?

По мнению специалистов, система не имеет аналогов в мире как по охвату автомобильных дорог – более 50 000 км, так и по количеству транспортных средств – 2 000 000 единиц, плюс около 400 иностранных автомобилей. Система контроля включает в себя 481 рамку стационарного контроля (они вводятся поэтапно) и 100 автомобилей мобильного контроля, 138 центров обслуживания пользователей (включая 35 пунктов на границах), Центр управления и мониторинга, геоинформационные системы и автоматизированная система расчетов. Кроме того, есть Интернет-сайт, колл-центр. Хранение информации осуществляется с использованием современных баз данных, а все программное обеспечение выполнено на открытых кодах. Все исходные коды принадлежат государству.

Как неоднократно отмечал глава Росавтодора Роман Старовойт, это наиболее крупный проект, реализуемый агентством по схеме государственно-частного партнерства. На создание данной системы государство не потратило ни копейки. И еще немного фактов: по мнению разработчиков системы, экономика автоперевозчиков от внедрения СВП пострадает в минимальной степени (возможно снижение чистой прибыли на 0,5%). Кроме того, переход к системе «пользователь платит» позволяет уйти от увеличения транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог. При этом Центр управления и мониторинга является сердцем системы. Он позволяет управлять всей инфраструктурой в любой точке России. Кстати, всего на территории РФ существует 183 дата-центра, из них 16 обладают сертификатом на соответствие уровню отказоустойчивости Uptime Institute Tier III. Центр обработки данных системы «Платон» — единственный в стране центр такого уровня, который находится в собственности государства.

О штрафах

Минтранс России совместно с депутатами проработали поправки в Кодекс об административных правонарушениях для грузоперевозчиков. Согласно поправкам, водители транспортных средств, принадлежащих российским перевозчикам, будут освобождены от штрафов за нарушения внесения платы за проезд транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Также депутатами предложено снизить до 5 тыс. рублей размеры штрафов для владельцев (собственников) таких транспортных средств за подобные нарушения, а за повторное нарушение установить их на уровне 10 тыс. рублей.

До принятия данных поправок штрафы с водителей российских транспортных средств за подобные нарушения взиматься не будут.




Партнеры