Рестораны теряют доходы от вечеринок и корпоративов

Людям больше не под силу оплачивать ни семейные праздники, ни дружеские посиделки

17 февраля 2016 в 15:13, просмотров: 6242

Впервые за долгие годы праздники не приносят владельцам ресторанов и банкетных залов прибыли. Прежде владельцы помещений менее чем за месяц, с 14 февраля по 8 марта, неплохо зарабатывали на одной только сдаче в аренду под корпоративы. Теперь же они, как правило, предоставляют зал бесплатно, да еще и дают скидки на меню — лишь бы люди пришли.

Рестораны теряют доходы от вечеринок и корпоративов
фото: Геннадий Черкасов

Скажем больше: предприниматели боятся употреблять слово «аренда». Для клиентов речь идет, как правило, о так называемом депозите — обязанности «наесть» и «напить» на определенную сумму. Допустим, зал снимает компания из 100 человек. В этом случае чек должен быть минимум на 300 тысяч рублей. Наели только на 200 тысяч? Ваше право. Но разницу в 100 тысяч вам не вернут. Давиться пищей, конечно, никто не заставляет, можно не заказывать вообще никаких блюд, просто заплатите требуемую сумму. Закон против подобной услуги ничего не имеет, поскольку общепит имеет право самостоятельно устанавливать правила поведения для потребителей.

День всех влюбленных провалился по полной программе — его отмечал лишь каждый пятый россиянин, да и то в основном дома, в тесном семейном кругу. На два ближайших «индивидуальных» праздника — мужской и женский дни — ажиотажа тоже не наблюдается.

— Еще в прошлом году рестораны, с учетом тяжелейшей ситуации в сегменте «эконом», где работает большинство отмечающих, приманивали молодых людей скидками, — говорит основатель и продюсер крупного праздничного холдинга Сергей Князев. — Теперь же даже в сегменте «бизнес-класс» рестораны, которые обычно значительно повышали тарифы, увеличили цены символически — максимум на 5%. В «лакшери» стоимость вечеринок и подавно осталась на прежнем уровне.

— Многие компании склонны экономить, поэтому по помещениям скидки достигают 10–15% от прошлогодних цен: желающих не так много, и они уверенно торгуются, — вторит коллеге управляющий партнер девелоперской компании M9 Development Максим Морозов. — Многие компании проводят корпоративы в офисе, экономя на помещении и заказывая кейтеринг и развлечения в собственное здание. Доходы от аренды коммерческой недвижимости сейчас падают в рублях на 10–20%, в зависимости от места и объема, самый доходный сегмент — это небольшие по площади офисы с отдельным входом, в пределах Третьего транспортного кольца. Огромные офисные помещения, с тысячами «квадратов», сдать все тяжелее. В том же Москва-Сити некоторым арендаторам удается передоговориться на новые условия по аренде со скидками в 40–60%.

— Еще в прошлый кризис компании, практически в массе своей, отказались от того, чтобы праздновать корпоративно такие праздники, как 23 февраля и 8 Марта. И уж тем более 14 февраля, — говорит председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. — Рестораны или кафе под эти даты практически никто не арендует. Исключения могут быть, если праздники совпадают, например, с днем основания компании. Или, например, ресторан сам устраивает вечеринку со спецпредложениями в этот день (скажем, скидка на все меню 30%, если приходит компания 20–30 человек). К слову, раньше востребованные помещения, бронировать которые приходилось за несколько месяцев, брали отдельно плату за аренду собственно зала и отдельно — за банкетную часть (меню). В 2015 году пришли к единой плате в расчете на человека (например, 4–5 тыс. за человека). В ходе торга также могли предложить дисконт 10–15%. При этом даже популярные залы сегодня расхватывают уже не так бойко, как года два назад.

По данным финансового аналитика «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, динамика среднестатистической стоимости аренды помещений (как краткосрочной для мероприятий, так и долгосрочной — под ведение бизнеса) в среднем по России за последний год снизилась в пределах 5–7%.

— Рост цен в ресторанах за 2015 год составил 25%, при падении доходов населения на 10–15%, — говорят специалисты CENTURY 21 Россия. — Такой рост цен привел к тому, что, по данным Nielsen, посещаемость ресторанов сократилась на те же 10–15%. Если на конец 2014 года средний счет в ресторанах Москвы составлял 1400 рублей на человека, то сейчас — 1800–2000 рублей.

Резкое повышение цен говорит о серьезном кризисе в отрасли, свидетельствуют эксперты. И связано, по большей части, со стремлением остаться на рынке. Прежде всего рестораны начинают экономить на персонале (это увеличивает время ожидания клиента и снижает уровень сервиса), затем рестораны пытаются договориться о снижении цены аренды (в кризисные периоды арендодатели становятся более уступчивыми, поскольку хотят избежать рисков, связанных с потерей арендаторов). И, наконец, рестораны начинают экономить на кухне, что означает переход на более дешевые продукты и уменьшение размеров порций.

По данным главы отдела аренды Международного торгово-выставочного комплекса «Гринвуд» Анны Скоковой, по сравнению с прошлым годом даже для топовых объектов аренда мест осталась на прежнем уровне, цены не выросли. Мода на гламур окончательно ушла в прошлое, теперь заказчики больше смотрят на практичность.

— Чем дольше продлится кризис, тем дольше будет падение спроса на праздничные мероприятия, — подводит невеселый итог Сергей Князев. — Когда люди в буквальном смысле проедают заработанные деньги, они, естественно, отказываются от праздников. И если кризис продлится еще полтора-два года, больше не будет ни шоу-программ, ни корпоративов. Да и в кинотеатры, доселе доступные, люди перестанут ходить...



Партнеры