Выжил в России - покорил мир

Пройдя суровую школу отечественного бизнеса, российский предприниматель с легкостью сможет начать экспансию за рубеж

Пройдя суровую школу отечественного бизнеса, российский предприниматель с легкостью сможет начать экспансию за рубеж

Предпринимательство в нашей стране появилось относительно недавно: вплоть до распада СССР оно было противозаконным. Сейчас доля малых и средних предприятий в России составляет только около 30% от общего числа предприятий, в то время как на Западе — 90%. Столь значительный разрыв объясняется и тем, что иностранный бизнес получает поддержку от государств, а также частных коммерческих и финансовых структур.

Например, в Сингапуре бизнесменам помогают простые и понятные правила, необременительное налогообложение (всего 17%) и налоговые льготы, которые направлены на привлечение иностранного капитала и инвестиций.

Ну а у нас благоприятных условий для развития бизнеса так и не было создано, а финансовые вложения со стороны государства не принесли ощутимых результатов.

Для того чтобы в российских условиях сформировать что-то по-настоящему выдающееся, молодому бизнесмену необходимо обладать солидным набором личностных качеств. Это упорство, готовность конкурировать, целеустремленность и терпение. Потребуется и креативный подход, продуманная стратегия и интересная, яркая и жизнеспособная бизнес-идея, способная привлечь внимание инвесторов и потребителей.

Но всего этого недостаточно: не все имеют представление, с каким количеством препятствий и сложностей сталкиваются российские стартаперы. Я обозначу самые серьезные.

Большая налоговая нагрузка, бюрократия, проблемы с транспортировкой товаров, низкий уровень образования и безынициативность кадров сильно тормозят развитие частного предпринимательства, но эти препятствия имеют не только негативную сторону. Если подойти к вопросу с другой стороны, то все это можно рассматривать как своего рода фильтрацию: тот, кто сумеет приспособиться к системе и создать успешное и прибыльное дело в столь жестких условиях, определенно, сможет добиться успеха и в других странах, несмотря на все трудности.

Взять, к примеру, громоздкую российскую бюрократическую систему: чтобы создать свое дело, предпринимателям приходится не только дотошно изучить все тонкости процесса, но и набраться изрядного терпения, чтобы пережить беготню по инстанциям и бесконечную бумажную волокиту. Вдобавок играют свою роль низкая заинтересованность в развитии экономики местных властей и частые изменения в законодательстве. В результате правила игры не становятся менее запутанными, а на приведение бизнеса в соответствие с постоянно меняющимися законами уходит уйма драгоценного времени и ресурсов.

Кроме прохождения через сложные и утомительные бюрократические процессы наши стартаперы сталкиваются и с проблемами привлечения финансирования. В кризис банки с большой неохотой выдают кредиты малому и даже среднему бизнесу — а если и выдают, то под грабительские проценты. К тому же в России очень вяло функционирует частное сотрудничество как с отечественными, так и с иностранными инвесторами. Это направление практически не развито, и это действительно затрудняет поиск партнеров и дальнейшие переговоры с ними — тут уже нужно доказать, что вложенные средства обязательно окупятся. Именно поэтому большой запас терпения и упорства требуется и здесь, несмотря на то, что многие идеи сами по себе являются вполне перспективными и потенциально прибыльными. А сейчас потенциальные инвесторы все неохотнее вкладывают средства в стартапы, боясь потерять ресурсы. В результате они выбирают наименее рискованные проекты, связанные, как правило, с какими-то активами.

В развитых же странах, если стартап по-настоящему перспективен, подобных проблем почти не возникает. Можно даже сказать, наоборот: зарубежные инвесторы сами берут инициативу в поиске проектов, в которые они могли бы вложиться.

Нельзя забывать и о проблемах, связанных с поиском и привлечением интереса потенциальных клиентов, а также с доступом к рынкам сбыта: иногда даже прекрасно подготовленный и продуманный проект не находит свою нишу на российском рынке, потому что население попросту не готово к настолько инновационным идеям или товарам. Люди просто не знают, что с этим делать и почему они должны тратить на это деньги — особенно сейчас, в кризис.

Отдельно стоит сказать о большой налоговой нагрузке. С годами ситуация не становится проще: например, по недавней инициативе частично отменят льготный режим ЕНВД. Согласно этому режиму компании могли не платить налоги на прибыль, имущество и добавленную стоимость, а еще не вести бухгалтерию в привычном смысле этого слова. Достаточно было всего лишь учитывать физические показатели деятельности и раз в 3 месяца подавать налоговую декларацию. Теперь же все предприятия, не имеющие отношения к бытовым услугам, вынуждены будут перейти на менее выгодную патентную систему налогообложения. В теперешней экономической ситуации это усложнит существование множеству небольших фирм и точно уж не поспособствует развитию бизнеса.

Не облегчают ситуацию и сложности с логистикой: Россия — страна с огромными территориями, и порой для доставки товаров приходится использовать несколько транспортных средств, а также приспосабливаться к сезонным погодным условиям. Например, ждать открытия зимних дорог в холодный сезон — и, соответственно, задерживать поставки. В России почти нет разгрузочных точек, а сама транспортная система развита слабо. Поэтому некоторые предприниматели отдают подобные услуги на аутсорсинг в логистические компании, которые имеют возможность доставлять продукты с помощью железнодорожных подвижных составов. А это создает дополнительные проблемы и огромное количество бумажной волокиты.

Но пройдя суровую школу отечественного бизнеса, российский предприниматель с легкостью сможет начать экспансию за рубеж — к примеру, в Америку, Европу, Китай или Сингапур, — туда, где государство по максимуму способствует развитию предпринимательства. Наши проблемы незнакомы зарубежным бизнесменам, и потому россияне будут иметь перед ними преимущество как обладающие жесткой деловой хваткой и умением выживать даже в кризисных ситуациях.

Вдобавок, приезжая на Запад, мы можем заинтересовать аудиторию спецификой нашей культуры — это дополнительное преимущество. Вспоминается опыт русской предпринимательницы, которая в 20 лет с нуля построила в США бизнес по продаже пуантов, танцевальной одежды и аксессуаров. Не имея ни связей в бизнес-среде, ни опыта, ни денег на рекламный бюджет, она сама зарегистрировала компанию и обзванивала каждого персонального клиента. Даже ее акцент стал частью имиджа — теперь компания ассоциируется исключительно со знаменитым русским балетом и приносит 4 млн долларов в год.

Я и сам почувствовал разницу, когда впервые открывал бизнес за границей. Конечно, там стабильнее, но русский предприниматель в таких тепличных условиях может и заскучать. Рисков — меньше, условия — проще, но при этом больше конкуренция и, соответственно, ниже доходы. В России же ты рискуешь всем, но в случае успеха и получаешь гораздо больше.

Создание своего дела, которое будет прибыльным даже сейчас, — задача очень сложная, но в то же время безумно интересная — это своего рода школа выживания, где твой успех зависит исключительно от того, насколько хорошо ты умеешь чувствовать ситуацию и находить нестандартные решения. Если мы научимся не бояться трудностей, а видеть в них исключительно почву для роста, малый и средний бизнес в России начнет наконец развиваться интенсивно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру