Ба! Нановая республика!

Бюджет-2010: под лозунги о нанотехнологиях и модернизации экономики Россия продолжит жить за счет нефти

Сегодня, в среду, депутаты Госдумы будут рассматривать проект государственного бюджета России на 2010 год в первом чтении. Судя по заявлениям ответственных чиновников самого разного ранга, сделанным в недавнее время, наша экономика начинает выходить из кризиса — и следующий год обязан это продиагностировать в полную силу. Интересно, какое отражение это положение нашло в проекте бюджета, вынесенного на суд депутатов?  

В начале этого года, когда цены на нефть стояли на уровне $40 за баррель, а темпы падения промышленного производства подбирались к двузначным цифрам, страна собиралась начать новую “модернизационную” жизнь. Россия была похожа на тяжелобольного, собиравшегося сразу после выздоровления, буквально “с понедельника”, отказаться от вредных привычек, вспомнить о физкультуре и заняться закаливанием. Но прошло несколько месяцев, цены на нефть выросли, финансовое здоровье поправилось, и больной уже не собирается менять свое праздное времяпрепровождение. Проект бюджета-2010 тому свидетельство.


Бюджетное консервирование

Сначала о доходах. Правительство ожидает, что в этом году в федеральную казну поступит 6713,8 млрд. рублей, а в следующем — 6950 млрд. Без анализа структуры доходов эти цифры мало что скажут. Так вот, в этом году, как ожидается, нефтегазовые доходы составят 42%, а в следующем — уже 46% всех доходов бюджета. Проще говоря, 2009 год стал годом консервации сырьевой модели экономики.

 Модели, которая в следующем году должна вновь начать приносить сладкие нефтедолларовые плоды.
Прочие доходы бюджета, если вычесть из них ЕСН, средства госкорпораций и централизованные деньги таможни, в этом году должны принести в бюджет 47% доходов, в 2010 г. — 54%. Хитрое слово “должны”. Может, эти доходы будут, а может, и нет. В случае недополучения денег бюджету помогут повышение акцизов на пиво, табак, бензин, дизтопливо, возросшие ставки госпошлин и прочие мелочи вроде увеличения норматива отчисления в бюджет прибыли Банка России с 50 до 75%.  Кризис, господа, делиться надо.  

По прогнозу правительства, в следующем году средства Резервного фонда закончатся. Быстро же, однако. На нынешний Новый год денег в Резервном фонде было 4027,6 млрд. рублей, к 1 октября этого года там их оставалось 2298,0 млрд. рублей, к концу 2009 г. будет 1811,7 млрд., а еще через год минфиновские казначеи планируют обнаружить в хранилище Резервного фонда повесившуюся мышь. Как и предсказывал “МК”, “резервных” денег хватило стране ровно на два года. Хотя в прошлом году Кудрин обещал все семь.  

Прогнозы по Фонду национального благосостояния (ФНБ), из которого, как известно, финансируется дефицит пенсионной системы, почему-то не в пример благоприятнее: к концу следующего года правительство планирует сохранить средства ФНБ практически к первозданно-новогодним значениям. Видимо, не хочет давать новый повод для социального волнения. Напомним, на начало этого года в ФНБ насчитывалось 2584,5 млрд. рублей, правда, часть этих денег в размере 450 млрд. рублей была любезно предоставлена в кредит “системообразующим” банкам под 8% годовых до конца 2019 г., а еще 175 млрд. были предусмотрительно выделены Внешэкономбанку для операций на фондовом рынке.  

Уму непостижимо — деньгами пенсионеров государство делало ставки в фондовом казино! Хорошо, что выиграло, а если бы проиграло? Но самое интересное не в этом, а в том, что сегодня в правительстве идут жаркие споры — возвращать деньги “по номиналу”, то есть столько, сколько “стрельнули”, или все-таки поделиться прибылью. Вот такое у нас социальное государство.  

Расходы бюджета в следующем году сохранятся практически на уровне 2009 г. — 9886,9 млрд. рублей в 2010-м против 9931,4 млрд. рублей в нынешнем. Как тут не вспомнить одно из положений бюджетного послания президента от 25 мая 2009 г. о “реализации политики сдерживания роста государственных расходов”. Не подвели, сдержали, даже чуток, на 44,5 млрд. рублей, подсократили. Правда, дефицит бюджета как был, так и остался: в 2009 г. он, по прикидкам, составит 3217,6 млрд. рублей, в будущем году — 2936,9 млрд. рублей. Стране нужно привыкать жить с бюджетным дефицитом — проектировки правительства предусматривают превышение расходов над доходами и в 2011, и в 2012 гг., несмотря на публичные заклинания правительственных оптимистов о выходе экономики из кризиса в 2012 году.  

За счет каких источников правительство хочет покрывать дефицит? Вариантов несколько. Во-первых, внешние заимствования: в 2010 г. правительство планирует осуществить внешнее финансирование дефицита бюджета на $12,7 млрд., в 2011 г. — на $14,8 млрд., в 2012 г. — на $15,8 млрд. Во-вторых, заимствования внутренние — правительственные чародеи надеются каким-то чудом найти внутри страны за три года суммарно 1 трлн. 142,4 млрд. рублей свободных средств. В-третьих, Резервный фонд и ФНБ, о которых говорилось выше. О девальвации или денежной эмиссии, понятное дело, никто не вспоминает, да и зачем раньше времени гусей дразнить?  

Впрочем, есть еще международные резервы страны, коих вместе с деньгами Резервного фонда и ФНБ на 9 октября 2009 г. насчитывалось $418,7 млрд. Какое предназначение уготовано этим деньгам? Заначка под погашение “подкожных” долгов  металлургов, газовиков и нефтяников? Девальвационная подкормка для банкиров? Финансовая подпитка друга Барака? Вряд ли кто публично скажет правду. Тем более — депутатам.  

На что пойдут бюджетные расходы? Финансирование антикризисных мер будет практически свернуто: если в 2009 г. оно составляло 9,1% всех расходов бюджета, то в 2010 г. — всего 0,8%. Видимо, в правительстве наивно уверовали, что кризис заканчивается. Существенно возрастет финансовая поддержка Пенсионного фонда: в 2009 г. она составляла 18,9%, в 2010 г. — больше четверти всех расходов бюджета, точнее 25,7%. Выше уже некуда, и похоже, что в ближайшие годы пенсионеры могут забыть об индексациях. Еще одно важное направление расходов — национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность: если в 2009 г. на них тратилось 22,3% всех средств, то в 2010 г. — 23,4%. Что вы хотите: кругом — и внутри, и снаружи — враги. На этом фоне будущие расходы на Сочи, АТЭС и Универсиаду в Казани выглядят “сущими копейками”: “каких-то” 225,4 млрд. рублей, или 2,3% расходной части бюджета.

Социалка социалке — рознь

Так уж повелось, что в России существуют две “социалки”: “дочка” и “падчерица”. “Дочка” в виде пенсий, денежных выплат или пособий ежемесячно обменивается на лояльность социально незащищенных слоев населения, “падчерица” никакой пользы не приносит, потому что отрасли социальной сферы ничего не производят, а только едят, пьют и клянчат.  

Сначала о “дочке”. Правительство у нас ответственное — раз оно пообещало увеличить социальные выплаты, значит, так тому и быть. О росте бюджетных переводов Пенсионному фонду мы уже говорили, теперь настал черед гордиться другими показателями.  

Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) инвалидам вырастут на 28,2%, ветеранам — на 18,2%, “чернобыльцам” — на 10,4%. Поддержка семей с детьми “потолстеет” на 13%, пенсии военнослужащим и членам их семей — на 8,1%, накопительно-ипотечная система для военнослужащих — аж на 49,7%. Правда, на этом “дочкина” красота в основном заканчивается. Дальше наступает суровая реальность.  

Изменение ЕДВ Героям Советского Союза, России и полным кавалерам ордена Славы — 0%. Стипендии — минус 1,4%. Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа — минус 1,6%. Обеспечение инвалидов средствами реабилитации — минус 18,3% (одной из основных задач бюджетной политики, по крайней мере так пишет Минфин, является “реализация комплекса мер по созданию “безбарьерной” среды для инвалидов, а также иных мероприятий, связанных с ратификацией Конвенции о правах инвалидов”).  

Наконец, главное: в бюджете-2010 индексация зарплат бюджетников не заложена. Единственные, кому “повезло”, — это военнослужащие, довольствие им повысят на целых 8,0%. Что даже инфляцию не компенсирует. Впрочем, правительство обнадеживает: “Возможность дальнейшей индексации фонда оплаты труда, — говорит оно, — будет определяться в зависимости от состояния экономики и ресурсов федерального бюджета”. В вольном переводе с чиновничьего на русский это звучит так: цена на нефть вырастет — облагодетельствуем, нет — извините и не забудьте сказать спасибо, что фонд оплаты труда в номинальном выражении не сократили.  

Вспомним о “падчерице”. Отрасли социальной сферы и в тучные годы не особенно жировали, а в будущем году станут еще более тощими, сирыми и убогими. Потому что все социальные статьи в бюджете-2010 урезаны.  

В будущем году расходы на все социальные статьи составят всего 56,9% от ассигнований на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Неужели в правительстве при словах “социальная сфера” возникает коллективная изжога? Логична и другая версия: в будущем году нас ожидает война. Либо с сомалийскими пиратами, либо с российскими безработными.

Любимчики

Любимые “детки” правительства носят гордое имя федеральные целевые программы, или ФЦП. На них никогда не скупились, и будущий год не исключение. Если в 2009 г. на ФЦП и непрограммную часть федеральной адресной инвестиционной программы было выделено 1098,7 млрд. рублей (11,1% всех расходов бюджета), то в 2010 г. — 977,0 млрд. рублей (9,9%). Ах, какие роскошные, восхитительные ФЦП ожидают нас в будущем году! “Развитие телерадиовещания (2009—2015 годы)” (10,8 млрд. рублей), “Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2012 года” (8,7 млрд. рублей), “Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2011 годы)” (7 млрд. рублей) и многие другие важные, нужные, полезные программы. Снова будем осваивать, закупать, строить...  

Кстати, все ФЦП, направленные на развитие высоких технологий и инноваций, тянут всего на 140,9 млрд. рублей. Причем львиную долю этих средств съедят космические — “Федеральная космическая программа России на 2006—2015 годы” (67,2 млрд. рублей), ФЦП “Глобальная навигационная система”, та самая ГЛОНАСС, (27,9 млрд. рублей) и ФЦП “Развитие российских космодромов на 2006—2015 годы” (6,4 млрд. рублей). Если из оставшихся средств исключить ФЦП “Развитие телерадиовещания” (это, оказывается, тоже высокие технологии), то на все инновации и модернизации останется 28,6 млрд. рублей. К тому же расходы по программе “Национальная технологическая база” в 2010 г. снижены с 4,5 млрд. до 3,1 млрд. рублей. Что составляет 0,13% от расходов на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность.  

...Говорят, что в Китае принято за правило отбирать чиновников на основе их профессионализма и компетентности. А еще говорят, что ежегодно в Поднебесной жертвами борьбы с коррупцией становятся до 45 000 госслужащих и до 20 000 силовиков. Интересно, есть ли у нашего восточного соседа ФЦП? И какую ответственность несут те, кто не выполняет правительственные задания?

Дороги, дороги...

Раз уж мы заговорили об эффективности бюджетных расходов, остановимся на финансировании дорожного хозяйства. В 2010 г. на дороги выделяется почти столько же, сколько в 2008 г. Если в последний тучный год на дорожное хозяйство было выделено 271,1 млрд. рублей, то в 2010 г. — 263,4 млрд. рублей. В следующем году на развитие и модернизацию транспортной системы будет потрачено 157,4 млрд. рублей (в 2008 г. — 152,8 млрд.), на ремонт и содержание дорог федерального значения — 61,8 млрд. рублей (67,2 млрд. рублей), на дороги в Сочи — 34,7 млрд. рублей (12,2 млрд. рублей), во Владивостоке — 26,7 млрд. рублей (8,1 млрд. рублей).  

Теперь непосредственно об эффективности. Перед вами сравнение масштабов и стоимости строительства автодорог в Китае, США, странах ЕС и России. Только без обмороков, пожалуйста.
Справка “МК”  

Масштабы и средняя стоимость строительства автодорог ($млн./1 км)  

Страна  -  Протяженность, км  -  Средняя  стоимость 1 км  

Китай  -  6443 (2008 г., факт)  -  2,4 
США -   1960 (2007 г., факт)  -  5,9 
ЕС-27  -  3210 (2007 г., факт)  -  6,9 
Россия   - 7973 (план  на 2010—2015 гг.)  -   17,6 
     
Средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению со странами Евросоюза в 2,6 раза, с США — в 3,0 раза, с Китаем — в 7,3 раза! Это еще что: 1 км строящейся Центральной кольцевой автодороги обходится в среднем в $40 млн., а питерского “западного скоростного диаметра” — и вовсе в $180 млн. А вот и результат: с 1995 по 2007 г. протяженность автомобильных дорог в России практически не изменилась. Если в 1995 г. она составляла 940 тыс. км, то в 2007 г. — 963 тыс. км, в том числе дорог с твердым покрытием — соответственно 750 тыс. и 771 тыс. км.  

В схожей по климату Швеции нормативный срок службы автодорог составляет 40 лет, в “модернизирующейся” России — 10—12 лет. Текущий ремонт 1 км автотрасс европейцам ежегодно обходится в 2300 евро, россиянам — почти в 10 000 евро. Гордость европейского дорожного хозяйства, мост Мийо длиной в 2,4 км и ежедневно проезжающими 20 000 машинами, обошелся европейцам в 394 млн. евро, аналогичный по протяженности мост на о. Русский, по которому будет гулять разве что пыль для глаз участников саммита АТЭС-2012, будет стоить почти 1,5 млрд. евро. Вероятно, перила нашего моста будут покрыты сусальным золотом.  

Вы слышали, чтобы с кого-нибудь спросили за неэффективность дорожных расходов? Я тоже нет.

Страна нефтяных фьючерсов

А что, бюджет как бюджет, ни хороший, ни плохой. Подумаешь, модернизацией от него не пахнет, так хорошо, что и дефолтом не несет. Главное, чтобы на мировом рынке нефтяных фьючерсов все было спокойно, как сейчас. Тогда и расходы увеличим, и бюджетников проиндексируем. Что будет, если судьба повернется по-иному, и подумать страшно. Не надо портить себе настроение.
Итак, кто за то, чтобы принять государственную смету сразу в трех чтениях?

Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру