Бензиновый рынок начинает лихорадить

В столичном регионе перестали работать десятки заправок

Для трети московских сетей АЗС бензин Аи-95 в опте в последние несколько дней стал стоить больше 30 рублей за литр. При том что средняя розничная цена на него лишь недавно перевалила за эту отметку, многим приходится либо закрываться, либо переставать торговать «девяносто пятым» и «дизелем», рассказывают представители рынка. Пока закрылись около 40 заправок в Москве и почти сотня — в области.

В столичном регионе перестали работать десятки заправок

Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) отказался заключать октябрьские контракты на продажу нефтепродуктов практически со всеми сетями, рассказывает владелец московской сети АЗС: там запасаются нефтепродуктами в преддверии капитального ремонта.

Выбирать сетям приходится между трейдерами и соседними заводами. И у первых, и у вторых, с учетом транспортировки, цена за литр Аи-95 на днях перевалила за 30 рублей. «Те, кто еще работает, продают ниже себестоимости», — рассказывает наш собеседник.

По его наблюдениям, в столице частично или полностью перестали работать порядка 40 заправок. В Подмосковье — около сотни. Это примерно 5% рынка, но доля эта, судя по всему, будет расти. Для существования заправки минимальная разница в цене между покупаемым оптом и продаваемым в розницу товаром должна составлять 10%, а сейчас для многих она близка к нулю.

На фоне этого розничные цены, естественно, продолжают расти (на 10–20 копеек в неделю по всем видам топлива), но темпами не такими резкими, как этого требуют законы рынка. По нашим подсчетам (см. «МК» от 12 сентября, «Бензин становится роскошью»), литр Аи-95 на заправках уже сейчас должен стоить примерно 32 рубля (сейчас — чуть более 30).

Отставание роста цен независимые участники рынка объясняют просто: ручное госуправление, державшее цены на месте несколько месяцев до и после президентских выборов, ослабляют постепенно, чтобы потребители не заметили резких ценовых скачков.

В аналогичном положении оказываются и сети вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), и независимые АЗС. Однако ВИНКи имеют возможность переносить центр прибыли в звено нефтепереработки или нефтедобычи, а вторым приходится останавливаться и обвинять ФАС в игнорировании явного демпинга.

В конечном счете потребители получают сокращающееся количество мест, где можно заправиться, все большие отчисления из их налогов нефтяным компаниям «на развитие» (читай: на покрытие убытков) и не развивающуюся из-за слабой конкуренции нефтяную отрасль.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру