Товарный знак — друг или враг?

Коллегия адвокатов проводит бесплатные консультации для московских предпринимателей

22 сентября 2013 в 17:42, просмотров: 3832

Защита интеллектуальной собственности — одно из самых уязвимых мест в российском бизнесе. Товарные знаки-близнецы, схожие фирменные наименования или доменные имена — все это сбивает с толку потребителей и лишает прибыли честных производителей. Как противостоять недобросовестной конкуренции, можно узнать на «горячей линии» бесплатной правовой помощи представителям малого и среднего бизнеса. Линия организована Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы и коллегией «Адвокат».

Товарный знак — друг или враг?
фото: Геннадий Черкасов
Товарный знак делает продукцию узнаваемой.

«МК» продолжает публиковать разбор часто встречающихся ситуаций.

«Можно ли защитить свое доменное имя от недобросовестного использования? Конкурент открыл сайт, всего на одну букву отличающийся от оригинала, и теперь привлекает часть посетителей к себе».

— Существование схожих доменных имен само по себе не запрещено действующим законодательством и не противоречит ему. Исходя из судебной практики, доменное имя нельзя отнести к средству индивидуализации или иному виду интеллектуальной собственности, которым предоставляется самостоятельная правовая охрана.

Однако в указанном случае возможно попытаться защитить доменное имя организации, доказав в суде злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ) со стороны нарушителя путем ведения недобросовестной конкуренции. В частности, в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ N5560/08 от 11.11.2008 г. есть критерии оценки действий администратора домена: 1) схожесть доменного имени с товарным знаком; 2) отсутствие законных прав и интересов у владельца доменного имени в отношении данного обозначения; 3) недобросовестное использование доменного имени. Для оценки действий администратора как акта недобросовестной конкуренции необходимо установить наличие указанных трех критериев в совокупности.

Например, такой подход был применен в постановлении ФАС Московского округа от 28.11.2012 г. по делу NА40-131680/11-51-1187: «С учетом того, что истец являлся правообладателем товарного знака и в силу положений ст. 1484 ГК РФ обладал законными правами и интересами в отношении соответствующего доменного имени, но в российской зоне сети Интернет такое доменное имя администрировалось ответчиком, не имевшим отношения к бизнесу истца и не получившим его согласия на использование товарного знака, суд пришел к выводу, что действия ответчика (...), фактически не использовавшего сайт с этим доменным именем, подлежали квалификации в качестве акта недобросовестной конкуренции...»

Но надо учитывать, что сама по себе регистрация товарного знака и его схожесть с доменным именем не всегда являются основанием для запрета использования похожего доменного имени. Важны сроки регистрации домена и товарного знака, а также степень смешения доменного имени и фирменного наименования организации.

«Фирма является правообладателем нескольких товарных знаков и крайне заинтересована в недопущении регистрации похожих знаков на имя других компаний. Каким образом можно отслеживать такие обозначения и препятствовать их регистрации?»

— Для того чтобы обозначения, которые, по вашему мнению, являются сходными до степени смешения с вашими товарными знаками, не регистрировались в качестве товарных знаков, служит статья 1483 ГК РФ. В пункте 6 этой статьи говорится: «Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.

Для того чтобы предупредить действия, связанные с регистрацией подобных товарных знаков, необходимо постоянно мониторить подачу заявок на регистрацию в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) Роспатента. Базу зарегистрированных обозначений (или находящихся в стадии регистрации) можно посмотреть по адресу: www1.fips.ru. Эффективным способом борьбы является подача писем-протестов против регистрации в отдел экспертизы ФИПС Роспатента до момента вынесения решения по спорной заявке.

Если уже вынесено положительное решение о регистрации и заявитель оплатил госпошлину, остается только длительный и дорогостоящий путь — доказывать свои интересы в Палате по патентным спорам ФИПС Роспатента. Протест (основанный на сходстве с ранее зарегистрированным товарным знаком) может быть подан только в течение пяти лет с даты публикации информации о регистрации товарного знака (абз. 2 п. 2 ст. 1512 Гражданского кодекса РФ).

Одновременно не стоит забывать о превентивных мерах защиты своих товарных знаков. В частности, о наличии надлежащих доказательств использования товарных знаков в отношении всех товаров и услуг и подаче новых заявок на территории РФ.

СПРАВКА "МК"

Оставить заявку по вопросам гражданского, трудового, налогового, корпоративного права, интеллектуальной собственности, госзакупкам предприниматели могут на сайте www.dmppravo.ru, позвонив по телефону 8(499)372-11-03 или посетив один из консультационных пунктов (адреса на сайте).



Партнеры